рефераты по менеджменту

Культура повседневности чиновника

Страница
3

Духовность существует не вообще, а в определенных кон­кретных формах, она неотделима от ценностей гуманизма. Ее стержень составляет нравственность, а нормы нравственнос­ти выступают в качестве универсалий, формирующих правила санкционирования общественной значимости любых результа­тов целеполагающей деятельности индивидов1.

Нравственность — понятие сложное, состоящее из многих слагаемых морально-этических и общественно-полезных ка­честв человека. В наиболее общей форме нравственную куль­туру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. Таким образом, нравственная культура является важной со­ставляющей частью культуры повседневности личности.

Дейст­вия государственного служащего подчиняются воле и законам государства, не предполагая проявления непорядочности или индивидуальной злой воли. Государственный служащий наде­лен полномочиями проводить в жизнь государственную поли­тику, т.е. представлять лицо государства. Возможно, именно поэтому прогрессивное чиновничество всегда видело свой долг в "пользе государственной", "радении за Отечество", что стало основой традиции воспринимать государственную службу не только как долг и обязанность, но и как честь и счастье слу­жения Отечеству.

Применительно к конкретному лицу, находящемуся на го­сударственной службе, понятие духовной культуры в первую очередь отражает одну из главных составляющих его общей культуры - моральную сущность. Наряду с интеллектуально-познавательной, эстетической, коммуникативной и другими компонентами она образует сложный комплекс общей культу­ры. Именно уровень моральной культуры определяет ценност­ную ориентацию и смысл профессиональной деятельности го­сударственного служащего, более того: ориентацию и смысл его жизни. "Тот, кто дорожит своей честью, живет по совес­ти", — гласит народная мудрость.

Особенности личности государственного служащего не в последнюю очередь определяются спецификой его труда -принадлежностью к сфере управления. Но участие в управле­нии обществом не означает автоматического возвеличивания его человеческих достоинств; напротив, глубина личности обусловливается не иерархической ступенью занимаемого им служебного места, а результатами его деятельности и характе­ром отношения к людям. Величие человека заключается в силе его разума и нравственных основ, т.е. всецело в его ду­ховно-интеллектуальном развитии. Нередки случаи, когда заняв (или получив) высокий государственный пост (или должность), человек выясняет сам для себя, что его культур­ный уровень не отвечает высоким общественным меркам. Осознание этого - шаг к самосовершенствованию. Отсутст­вие адекватной самооценки и стремления к максимальному раз­витию собственных способностей выступает существенным препятствием в управленческой деятельности, так как если го­сударственный служащий не осознает и не может преодолеть собственные недостатки и слабости, работать постоянно над собой - деловая жизнь для него превращается в рутину. Спе­циалисты считают, что в аппарате государственной службы, куда чуть ли не ежедневно поступают новые законодательные документы, нуждающиеся в творческом осмыслении, для того, чтобы ими руководствоваться в многообразных нестандартных ситуациях, такой работник не нужен.

В одной из книг, подготовленной Международной ассо­циацией муниципальных администраторов, изложены посте­пенно нарастающие по сложности пять основных норматив­ных уровней морали государственных должностных лиц. Речь идет о следующем:

- государственный служащий должен обладать честностью и неукоснительно следовать закону;

-уметь находить правильный подход к разрешению кон­фликтных ситуаций;

- ориентироваться на честное выполнение служебных обя­занностей и процедурных норм учреждения;

- быть достаточно компетентным в определении государ­ственной и муниципальной политики;

- уметь достигать компромиссов и не допускать социаль­ного игнорирования.

Нетрудно заметить, что все эти уровни отражают состояние личной морали и духовного мира человека, определяют типы поведения и границы действий, которые очерчивает для себя в конкретной ситуации государственный служащий. Таким обра­зом, духовная культура личности - важнейший коррелятор, фор­мирующий поведение государственного служащего.

В деловых отношениях никогда нельзя забывать их "чело­веческую" сторону, то есть непосредственный контакт на межличностном уровне, когда личный пример и в целом лич­ность служащего оказывает воздействие на окружающих его людей.

Проявлением духовной культуры государственного служа­щего на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признавать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувст­вовать, что все люди равны, что человек — главная ценность социальной жизни, — первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы сту­пени иерархической лестницы он ни стоял, видеть прежде всего человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахож­дения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении же­лания сохранить некоторую степень самостоятельности от­носительно ведомства и общегосударственной линии. Способ­ность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед Общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служа­щего проявляется и актуализируется через отношение к людям, которым он служит.

В отличие от правовых норм и законодательства, мораль­ные нормы внеинституциональны в том смысле, что их нару­шение не сопровождается юридической санкцией или наказа­ниями. Только личная совесть и общественное мнение контролируют индивидуальную мораль. В связи с этим амо­ральное поведение государственного служащего может долго оставаться безнаказанным. Но подрыв авторитета, неуважение окружающих часто оказываются губительными для карьеры чиновника так же, как и нарушение юридических или адми­нистративных обязанностей.

В изменившихся условиях экономического хозяйствова­ния, когда на смену жесткому планированию и обезличива­нию кадрового состава производства приходит рынок, при ко­тором успех дела во многом зависит от умения работать "с глазу на глаз" с конкретными людьми, завоевывать авторитет и уважение не столько должностью, сколько личными способ­ностями, творческим отношением к делу и даже просто чело­веческим обаянием - личная культура государственного слу­жащего становится фундаментальным фактором успеха.

Прежде всего он должен сбалансировать свой эгоистический интерес с интересами дела и тех людей, кто непосредственно заинтересован в результатах его деятельности.

Культура поведения, как основа этикета госслужащего

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту