рефераты по менеджменту

Культура повседневности чиновника

Страница
2

По мере продвижения к гражданскому обществу и расши­рения возможностей государственной службы как социально-правового института повышается социальный статус государ­ственных служащих. Это обязывает их не только к ответ­ственному, добросовестному и беспристрастному исполнению своих профессиональных функций, верности государственным интересам, но и духовной активности в личностном развитии. Ведь содержание культуры повседневности одного человека определяет воз­можности развития культуры общества в целом, но именно на уровне отдельного человека происходит осознание сущности наиболее острых проблем современности. Предполагается, что каждый государственный служащий способен определить их значимость для общества в целом и увидеть стоящие за ними проблемы и заботы каждого человека. От этого зависит уро­вень престижа власти в глазах общественности, а от ее авторитета и степени доверия к ней во многом зависит успех модернизационных процессов. Поэтому формирование духовного мира человека - это не только предмет личной заинтересован­ности каждого, но и важная социальная задача.

Многозначность понятия "духовная культура" обусловлена сложностью, многоаспектностью и многофункциональностью его содержания и исторической подвижностью самого явле­ния. Духовная культура выступает и как процесс творческой активности личности, направленной на создание, распростра­нение и усвоение духовных богатств, и как исторически обу­словленная совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний, достижений в духовной жизни общества.

К основным элементам духовной культуры можно отне­сти: нравственную культуру; культуру образа жизни и быта, культурные формы общения; идеологию как по­литическую культуру; правовую культуру; воспитание как духовное воздействие на человека с целью его совер­шенствования; науку как сумму знаний о законах разви­тия природы и общества и как производительную силу; просвещение и образование как систему распространения научных знаний; художественную культуру; язык и речь как средство общения между людьми; нормы поведения.

Очевидно, что духовная культура современного человека включает всю совокупность перечисленных элементов в некой целостности, но каждая личность в силу субъективных и объективных обстоятельств "вбирает" их в разных соотношениях: у одного преобладают рациональные аспекты духовности, у другого - эмоционально-аффективные, у третьего ведущими являются ценностно-мотивационные моменты, что вполне от­вечает индивидуальной сущности человека. Духовное содержа­ние формируется и живет в каждом человеке в неповторимом проявлении. Не подвластная никаким количественно-качест­венным "стандартам", духовность проявляется через внутрен­ние установки личности, во внешнем облике и поведении че­ловека. Чем гармоничнее структура личности, чем очевиднее уровень целостности внутреннего мира человека, тем успешнее процесс общения между людьми на всех уровнях социального вза­имодействия. В каждом обществе существуют общие установ­ки и нормы, но их конкретная реализация всегда осуществля­ется людьми через индивидуальную деятельность, поступки и поведение, поэтому облик государственного служащего во многом определяют духовная структура его личности и твор­чески-профессиональные качества.

Духовная культура государственного служащего обусловле­на состоянием общей культуры общества и, в частности, его духовной культуры, а также сферой деятельности человека. В то же время общественная духовная культура интегрирует духовный потенциал людей, занятых в сфере как материаль­ной, так и интеллектуальной деятельности. В образующейся сложной взаимосвязи культуры личности и культуры социума заключен механизм развития общества. Каждому периоду ис­тории, типу управления соответствует свой образ государст­венного служащего.

Как правило, государственные служащие - это люди с уже установившимся типом отношения к социальной реальности, который определяет активность и направленность их деятель­ности, с четко выработанной стратегией. Тем не менее систе­ма духовности и ценностных ориентиров способна изменять­ся, и личность, заинтересованная в подлинности своего бытия, в проверке истинности своего собственного существо­вания, находится в процессе постоянного пополнения и раз­вития своих духовных возможностей. Внутренние процессы конструирования духовной реальности отражают стремление человека к постижению культуры и выступают как движение к достижению гармонии с окружающим миром. Каждый человек распредмечивает и опредмечивает культуру избирательно, под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятель­ствами. Чем шире круг приоритетов, тем активнее творческое начало личности. Человек, обладающий познавательно-ориентированным духовным миром, способен к творческому мышлению, целостному восприятию мира. Стремление ин­дивида развиваться в направлении все большей самодоста­точности, зрелости и компетентности есть стремление к самоактуализации. Результатом этого процесса является раз­витие сущностных сил человека, его способности к духовно­му освоению собственного интеллектуально-деятельностного опыта. Духовность человека определяется совокупностью цен­ностей, заложенных в концептуальном основании его смысло-жизненных ориентации, особенностью которых является то, что они могут быть приобретены человеком только через соб­ственный жизненный опыт, в процессе духовного труда по их овладению.

Духовная культура не прирождена человеку и не является его генетическим достоянием или особенностью и ее форми­рование происходит в течение всей жизни не только под вли­янием тех или иных положительных обстоятельств, но подчас и благодаря интеллектуально-волевым свойствам личности. Л.Н.Толстой писал: "Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа".

Духовная культура не является прямым следствием раз­вития материальной сферы, состояние которой может спо­собствовать или препятствовать развитию духовности. В ней идеальное господствует над материальным, а у личности высо­кой духовной культуры интеллектуальные, моральные, эстети­ческие потребности преобладают над меркантилизмом, сытос­тью, стремлением к показной роскоши, вещизмом, обыва­тельской индифферентностью.

Духовная структура личности включает в себя ценностно-ориентированные идеалы, чувства, мысли, образцы поведения как в их содержательно-рациональной, так и в чувственно-эмоциональной форме. В сложной динамике социокультурных изменений человек, не опирающийся на ценностные ориента­ции, теряет способность осознавать необходимость коренного изменения стереотипов своей деятельности. Важно помнить, что основные элементы духовной культуры личности, реализу­ясь в результатах труда, становятся публично зафиксирован­ными элементами его личной культуры.

Духовность как эмоционально-нравственный феномен ос­новывается на постулате нравственного сознания, в котором соединяются моральный ум и разумная эмоция, способные выйти за пределы обыденного мышления при решении слож­нейших человеческих проблем.

Нравственность - существенный компонент культуры повседневности государственного служащего

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту