рефераты по менеджменту

Классификация инноваций. Особенности инновационной деятельности в условиях переходной экономики

Страница
2

К сожалению, не все законодательные акты пока работают в полном объеме.

В частности, в 2003–2004 годах приостановлено действие статей 21 и 22 закона «Об инновационной деятельности», которые определяют льготы по налогообложению для инновационных структур.

Как оказалась, большинство из стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, определенных Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине», ориентированы на развитие третьего-четвертого технологических укладов. Кроме того, существующая «всеохватность» среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности приводит к углублению диспропорции развития экономики и к дальнейшей ее ориентации на функционирование в третьем-четвертом технологических укладах.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость уточнения указанных приоритетов с целью их конкретизации и определения таких направлений инновационного развития, которые будут соответствовать задачам развития высокоукладной экономики.

Министерство образования и науки в этом году уже начало работу по уточнению среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности, приобщив к этому процессу все органы исполнительной власти, Национальную и отраслевые академии наук Украины, общественные научные и научно-технические организации.

Нерешенным на законодательном уровне остается чрезвычайно актуальный вопрос о коммерциализации результатов научно-технических исследований и разработок.

Уже длительное время в Верховной Раде Украины обсуждается проект закона о государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий, принятие которого позволит определить формы стимулирования процесса трансфера технологий для экономического и социального развития Украины, прекратить несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности, неконтролируемую передачу за пределы Украины отечественных результатов научно-технической деятельности, а также предотвратить проникновение на Украину морально устаревших технологий и неликвидной продукции.

Конечно, первостепенное значение имеют вопросы финансового обеспечения инновационного развития. За последнее время государство предприняло ряд конкретных мер по бюджетной поддержке инновационной деятельности предприятий.

В соответствии с Указом Президента Украины от 20 апреля 2004 года «О финансовой поддержке инновационной деятельности предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства» и постановлением Правительства Украины был разработан механизм определения на конкурсных основаниях таких предприятий для инновационного инвестирования их за счет не менее 10% от сумм, полученных при приватизации государственного имущества.

Одним из средств государственной финансовой поддержки выполнения инновационных проектов должно стать, начиная с 2005 года, формирование государственного заказа на инновационную продукцию.

В условиях недостаточной бюджетной поддержки инновационной деятельности особо важное значение приобретает стимулирование внебюджетного финансирования.

Ведущую роль в этом играет банковская система. Так, часть кредитных средств, использованных предприятиями в 2003 г., возросла, по сравнению с 2001 г., в 3 раза и составила 18% от общего объема финансирования инноваций. В то же время высокая цена кредитов делает их малодоступными для широкого круга субъектов инновационной деятельности.

С целью активного привлечения банковских кредитов в инновационную сферу, в том числе и для финансирования малого предпринимательства, министерством разработан механизм частичной компенсации процентной ставки за счет средств государственного бюджета. Проект соответствующего нормативного акта в настоящее время рассматривается правительством.

Для расширения возможностей финансового обеспечения инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины в 2003 году был создан Украинский банк реконструкции и развития.

Привлечению средств промышленности и частного сектора экономики к финансированию инновационных проектов и программ способствовало бы также возобновление деятельности Государственного инновационного фонда, отраслевых и региональных инновационных фондов.

Как известно, современный мировой рынок формируется на результатах достижений передовых высоких технологий, производстве товаров и предоставлении новых услуг. Украина, как страна, занимающая одно из первых мест в мире по количеству научных кадров, имеющая признанные в мире передовые научные школы, не может и не должна остаться в стороне от этого процесса. С целью выявления конкурентоспособных технологий и освоения их базовыми областями промышленности планируется, начиная с 2005 года, проведение Всеукраинского конкурса инновационных технологий.

Таким образом, деятельность правительства как на законодательном, так и на организационном уровне позволила создать базис для долгосрочного ускоренного инновационного подъема.

Особое внимание правительством уделялось организации функционирования системы технологических парков, поскольку на сегодняшний день именно они являются локомотивами инновационного развития.

Объемы выпускаемой технопарками Украины инновационной продукции возросли за предыдущий год более чем в два раза.

Даже на фоне динамического роста производства валового внутреннего продукта это весомый показатель. Возрастают объемы бюджетных отчислений технопарков. За последние полтора года они составили свыше 18,5 млн. долл. США. С каждым годом все больше средств выделяется технопарками на научные исследования (рис. 1).

Рис. 2. Бюджетная и научная эффективность технопарков на Украине в 2000 г. – I полугодии 2004 г. (млн. грн.)

Сейчас технопарками Украины реализуются 59 проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности. Наибольший объем инновационной продукции производится в таких областях, как машиностроение и приборостроение (75,81%). Подготовлены к рассмотрению еще 11 проектов, в том числе и такие уникальные инновационные проекты, направленные на освоение высоких технологий, как разработка сварки живых тканей.

В настоящее время идет подготовка к регистрации семи новых технопарков. Расширение их сети будет способствовать специализации технопарков по приоритетным направлениям инновационной деятельности и активизации их работы в регионах.

В 2004 году постановлением Кабинета Министров Украины были внесены изменения в Положение о порядке создания и функционирования технопарков, а: также инновационных структур других типов, усовершенствован порядок рассмотрения и утверждения приоритетных инновационных направлений их деятельности, сокращены сроки рассмотрения проектов и других материалов, уточнены особенности уплаты технопарками налогов и таможенного сбора.

Вместе с тем, ускоренное развитие инновационных структур других типов – технополисов, инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов сдерживает недостаточная финансовая поддержка государства. На сегодняшний день созданы 44 региональных инновационных центра, 57 бизнес-инкубаторов, 5 центров инноваций и трансфера технологий в системе Министерства образования и науки, прорабатываются вопросы создания технополисов в Автономной Республике Крым («Таврида»), Киеве («Киевская политехника»), Харькове, Одессе.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту