рефераты по менеджменту

История развития управленческой мысли в Украине

Страница
4

По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”. И первое и вторе одинаково важно для организаций молодого независимого государства Украины. Это расширение рынка, создания потребителя. Это удовлетворение потребности людей в хороших товарах и хороших услугах. Научится “делать нужные, правильные вещи” это девиз малого бизнеса Украины.

Рассмотрим применение системного подхода к объектам и процессам в экономике Украины.

Системный подход нельзя рассматривать как набор принципов, это образ мышления менеджера. Отсюда так бурно развиваются различные приложения системного подхода.

Развитие приложений системного подхода в ряде случаев сочетается с некоторым скептизмом в отношении психологического подхода. Например, Питер Друкер считал, что смысл работы менеджера не в создании приятной атмосферы для рабочих, а в достижении целей предприятия.

В его книгах “Управление для результатов”, “Эффективная операционная система” и “Задачи менеджмента” содержит концепция управления по целям (МВО).

По его мнению, именно цели определяют функции менеджера, поэтому нет смысла заниматься функциями и структурой системы управления, не определив цели. Организация имеет множество целей, поэтому их надо ранжировать, чтобы менеджеры знали, какие цели являются наиболее важными.

Каждый руководитель должен поставить собственные цели, с одобрения своих начальников, которые помогут выполнению общих целей для всей организации. Эффективность подхода снижается, если цели навязывать менеджерам, вместо того, чтобы они вырабатывались самостоятельно. Степень выполнения целей служила оценкой труда руководителей, а не основой для улучшения работы.

Эти обстоятельства снижали энтузиазм менеджеров всех уровней. Тем не менее, целевое управление организацией методически хорошо проработано и досих пор является одним из распространенных в нашей стране.

Конкретизацией системного подхода является концепция “7S” составляет:

1. Стратегия действия по достижению целей.

2. Структура предприятия.

3. Система организации внутренних процессов в фирме.

4. Состав фирмы.

5. Стиль управления персоналом.

6. Cумма навыков (квалификация ключевых работников).

7. Совместные ценности (миссия предприятия, разделяемая его работниками [1, с. 17].

Первые три характеристики относятся к “жестким”, следующие три – к “мягким”. Интегрирующим элементом являются совместные ценности.

Интенсивно развивающаяся в настоящее время логистика представляет собой классический пример системного подхода к организации потоковых процессов.

Дей Карнеги

Руководителем можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения и результат их через людей. Управлять людьми – значит приводить их к достижению ясно поставленной цели.

В связи с этим огромное значение здесь приобретает такие факторы психологического характера, как восприятие, усвоение, убеждение, межличностные отношения.

“Менеджмент – это еще и деловое общение, а искусство менеджера заключается в умении общаться с различными людьми и аудиториями (начальником, подчиненными, партнерами, слушателями и т. д)” [4, с. 160]. Поэтому руководитель должен уметь убеждать своего руководителя, вести за собой коллектив за “успехом”.

Поэтому сегодня как некогда важно расширение знания о себе и других людях, умение устанавливать оптимальные отношения, навыки личного и делового общения. Повышение психологической культуры – залог психического и физического здоровья. Психологический контакт и общение – важнейший элементы человеческого общежития. Порой осложнения в личных и деловых отношениях происходят из-за того, что мы не умеем вести спор, дискуссию и даже просто выслушать человека.

Многие работы Д.Карнеги посвящены «технологии успеха». Он называл свои работы сборниками конкретных ситуаций, образцов поведения, достойных подражания.

Для того чтобы эффективно воздействовать на людей, необходимо соблюдать следующие 9 простых правил общения, разработанных американским специалистом по управлению Д.Карнеги:

1. Начинать с похвалы и признавать достоинства собеседника.

2. Указывать на ошибки других не прямо, а лишь косвенно.

3. С начала указать на свои ошибки, а уж затем критиковать собеседника.

4. Задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать ему что-то.

5. Давать людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражать людям одобрение по поводу малейших их удач и отмечать каждый их успех.

7. Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Делать так, чтобы то, на что побуждает людей, казалось им трудным.

9. Добиваться, чтобы люди были рады сделать то, что им предлагают [2, с. 27].

При этом важно не только знать основные правила общения, но и уметь применять их в конкретной ситуации для достижения поставленных целей. Управление – это умение выполнять работу чужими руками. Важным фактором такого умения является выдача распоряжений. Общеорганизационные положения правильны и, на первый взгляд просты.

Полезными являются рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги почти 40 лет назад.

Жить сегодняшним днем, как бы отгородив в своем сознании прошлые воспоминания и беспокойство за будущее словно металлическими перегородками. “Главное – не сожалеть о том, что случилось в прошлом и не испытывать страха перед будущим” [5, с. 104]. Не позволять себе переживать из-за пустяков, не имеющих существенного влияния на основные жизненные цели и ценности. Можно быть атеистом и в тоже время проникнуться мудростью слов молитвы оптинских старцев: “Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне следующий день На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…” [5, с. 104].

Вот почему трудно переоценить актуальность разработки и внедрения в практику принципов управления Д. Карнеги.

Перечисленные выше принципы организации управления показывают, что от них в решающей степени зависят жизненность и эффективность хозяйственного механизма нашей страны.

ВЫВОДЫ

Следует заметить, что задолго до того, как изучением наиболее общих правил эффективной управленческой деятельности занялась наука управления, народная мудрость уже выбрала многие правила в форме пословиц, поговорок, афоризмов, как, например: “Где тонко, там и рвется”, “Семь раз отмерь, один раз отрежь”, “Поспешишь – людей насмешишь” и т.д., а вот басня “Лебедь, рак и щука” до сих пор остается великолепным символом координации в управлении. В них как бы спрессован многовековой опыт народов.

Искусство управления в Украине меняется, а точнее развивается непременно. Однако увидеть эти изменения в обыденной жизни непросто даже в условиях рынка. В связи с закономерным возвышением качества управленческой деятельности руководителя овладение все новыми положениями науки управления и образцами искусства управления становится объективной необходимостью для каждого.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту