рефераты по менеджменту

Интеллектуальная собственность в инновационном процессе

Страница
4

http://www.mirec.ru/fileserver/2009-09/2009-09_grishin1.jpg

Рисунок 2.1 – Механизм глобального «кризиса перепотребления» («рецессионная петля» мировой экономики)

Таким образом, суть произошедших сегодня изменений в мировой экономике можно охарактеризовать как коррекцию темпов экономического роста в сторону большего консерватизма и осторожность в ожиданиях конечных результатов деятельности. Период ускоренного экономического роста закончился для мировой экономики возвратом к нормальным условиям развития, которые, возможно, придадут посткризисному росту большую устойчивость в противовес имевшему место ранее динамизму. В случае с российской экономикой это означает, что период противодействия кризису (как чрезвычайному происшествию) завершён, а на повестке дня актуален новый вопрос – жизнь и работа в новых экономических условиях, для которых будут характерны более низкие значения как микро- , так и макроэкономических показателей.

Структурные характеристики инновационного процесса

Инновационный процесс со структурной точки зрения представляет собой комплекс последовательно взаимосвязанных действий по созданию, освоению и распространению инноваций. Инновационный процесс предполагает эволюционное изменение состояния инновационного продукта, его превращение из идеи в товар, а также и дальнейшую рыночную судьбу нововведения. В рамках инновационного процесса принято выделять три укрупнённые стадии: 1) подготовительная стадия; 2) стадия промышленного производства; 3) стадия коммерциализации нововведения. Каждая из выделенных стадий инновационного процесса сама представляет сложный, многоэтапный процесс с широким набором характерных признаков. Так, подготовительная стадия сформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучение общественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия (в том числе и финансовое). К числу основных этапов подготовительной стадии инновационного процесса относят: фундаментальные поисковые научные исследования; прикладные научные исследования; опытно-конструкторские работы; экспериментальное освоение инновации; маркетинг инновационного продукта; организационную подготовку промышленного производства инновационного продукта.

Фундаментальные поисковые научные исследования проводятся в форме теоретической и экспериментальной деятельности, осуществляемой в целях: а) познания закономерностей строения, функционирования, развития природы, общества, организма человека, техники; б) раскрытия новых связей между явлениями; в) открытия новых принципов создания продукции и обоснования прогрессивной технологии. Роль науки на данном этапе инновационного процесса заключена в генерировании идей. Результатами этапа фундаментальных поисковых научных исследований выступают: новые знания, теории, концепции, качественно обновляющие информационную базу науки; научно-технические идеи о путях материализации теоретических знаний; выявление новых свойств материалов и химических соединений. Коэффициент полезного действия у фундаментальных поисковых научных исследований сравнительно невысок. Лишь около 10 % идей принимаются к дальнейшей разработке. Но именно они и дают толчок научно техническому прогрессу. Цена ошибки на этапе фундаментальных поисковых научных исследований невелика, а, следовательно, научный риск оправдан с экономической точки зрения.

Прикладные научные исследования представляют собой деятельность по обоснованию практического применения новых научных знаний. Их результатами выступают научно-технические рекомендации, доказывающие возможность материализации идей и открытий. Опытно-конструкторские работы – есть деятельность по научно-информационному и нормативно-техническому обеспечению процесса решения конкретных инновационных задач (новый продукт, оборудование, технология, метод управления). В состав опытно-конструкторских работ входят: а) конструкторские работы (разработка конфигурации, конструкции инженерного объекта или технической системы); б) проектные работы (разработка концепции графического решения нового объекта); в) технологические работы (разработка способов соединения производственных процессов с человеческим фактором для создания целостной социально-экономической системы, производящей полезный результат в виде инновационного продукта). Экспериментальное освоение инноваций представляет собой деятельность, основанную на результатах опытно-конструкторских работ и направленную на изготовление экспериментальных образцов продукции или отработку перспективной технологии на опытной научно-производственной базе. В рамках экспериментального освоения инноваций проводятся и пробные испытания инновационного продукта, а именно: наработка на отказ; анализ износа в разных режимах эксплуатации; поиск предела производительности оборудования. Среди результатов этапа экспериментального освоения инноваций выделяются следующие: с одной стороны, практическое доказательство применимости новшества в виде опытного инновационного образца, прошедшего проверку экспериментом; с другой стороны, уточнение неценовых параметров конкурентоспособности инновационного продукта (надёжность, скорость, функциональность и прочие технические характеристики).

Значение интеллектуальной собственности в управлении инновационным процессом носит определяющий для его итогов характер. Интеллектуальная собственность может быть рассмотрена и как результат инновационной деятельности, и как предпосылка ее дальнейшего продолжения. Конкретная роль интеллектуальной собственности зависит от содержания работ на определенной стадии инновационного процесса, а, следовательно, она тесно связана со структурой инновационного процесса и характеристиками его этапов. Практически каждый этап инновационного процесса может быть закончен получением своего, конкретного вида интеллектуальной собственности, который, в дальнейшем, на следующих стадиях и этапах, дополняется и преобразуется. Причем, чем ближе этап инновационного процесса находится к потребителю инновационного продукта, тем более определенный и утилитарный характер носит вид интеллектуальной собственности.

Так, если первый этап подготовительной стадии инновационного процесса «Проведение фундаментальных и поисковых научных исследований» желательно закончить научным открытием (хотя это – программа-максимум), то завершающие этапы стадии коммерциализации нововведения предполагают регистрацию товарных марок, брэндинг инновационного продукта и оформление лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности, имеющие отношение к конечному продукту (см. рис. 2.2). Для промежуточных этапов инновационного процесса установлены следующие виды интеллектуальной собственности: для этапа прикладных исследований – изобретение; для этапа опытно-конструкторских работ – промышленная модель; для этапа экспериментального освоения инновации – промышленный образец; для этапа маркетинга инновационного продукта – товарный знак или знак обслуживания (действует в отношении услуги); для этапа опытного производства – ноу-хау; для стадии промышленного производства – рационализаторское предложение.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту