рефераты по менеджменту

Инновационная деятельность фирм

Страница
2

· коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений [3, с 135].

К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности. Исходя из перечисленных функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:

· сбор и анализ информации;

· постановка целей инновационного процесса;

· разработка общих инновационных стратегий;

· принятие управленческих решений;

· планирование инновационного процесса по фазам; 6) организация и оперативное руководство;

· учет и контроль;

· корректировка целей и планов [3, с 135].

Таким образом, слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение», оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создании, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент это процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.

К принципам современного инновационного менеджмента можно отнести: обязательное целепологание; сочетание централизации; коллегиальность. К основным функциям относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности.

Классификация инноваций

Для раскрытия сущности и содержания вышеназванных функций и принципом инновационного менеджмента следует для начала обратимся к классификации инновационных процессов, осуществляемых фирмами [4, с 35].

Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компании, целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инициации:

· по степени рыночной новизны;

· по причинам проведения;

· по объекту инноваций [4, с 35].

Классификация инновации по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны [4, с 35].

Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилии и внедрение товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов – принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании ноной идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно – технического прогресса. Многие фирмы, избравшие подобную стратегию, трансформировались в крупнейшие корпорации, известные всему миру: IBM – компьютеры, Xerox («Ксерокс») – копировальное производство, Ford («Форд») – автомобили, General Electric («Дженерал Электрик») – электробытовые приборы, Federal Express Экспресс») – 24-часовая доставка, Du Pont («Дюпон») – новые материалы [4, с 35].

Одним из способов пролонгирования периода получения сверх прибылей от технологического лидерства является инновационная компетенция. Чем многочисленнее и сложнее технологические пара метры нового продукта, тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. А если к сложным технологиям добавить и особую внутреннюю культуру фирмы, которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно. В дополнение к этому новаторы всегда стремятся установить тесные отношения с поставщиками и дистрибьюторами, что повышает компетенцию и ноу-хау компании [4, с 35].

Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится все сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны [6, с 38].

Новаторами второй волны являются те компании, которые внесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомобиль с автоматической коробкой передач, персональный компьютер и так далее. Новаторы второго поколения – это компании Синклэр»), Osboume («Осборн») и Apple («Эппл») в области персональных компьютеров, Advanced Memory Systems («Эдвансд Мэмори Системз») – микропроцессоры, Genetech («Дженетэк») – биотехнологии [6, с 38].

Проведение первичных инноваций требует значительного научно – технического потенциала, новаторской активности и мощно и финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» нововведений в области производства товаров широкого потреблении составляет 40 %. в сфере промышленного производства – 20 %, в сфере услуг – 18 %. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выжинала только одна. Более 60 % первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет. Однако не только (и не столько) молодые фирны, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают идти по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество – новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения па новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ [6, с 38].

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идеи. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможное сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения входе рыночной фазы ЖЦТ [6, с 38].

Классификация инноваций но причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы управления [6, с 38].

Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые и г. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляйся стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие [6, с 38].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту