рефераты по менеджменту

Домохозяйство в качестве субъекта рыночных отношений и поведение потребителей на рынке

Страница
2

Понятие домашнего хозяйства

Существует два совершенно разных уровня анализа, касающегося изучения домашних хозяйств. Первый уровень - макроэкономический анализ - сводит воедино более 50 млн. домашних хозяйств России и рассматривает их как одну гигантскую единицу и стремится начертить общую схему структуры домохозяйств и связей между ними. При этом макроэкономические исследования охватывают такие величины, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и. т.д. Второй уровень - микроэкономический анализ – имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением их поведения. Здесь оперируют термином "отдельное домохозяйство" и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, доходы или расходы данной семьи и т.д. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы увидеть с самого близкого расстояния некоторые очень специфические компоненты исследуемой экономической системы.

В соответствии с принятыми в статистике ООН рекомендациями понятие домохозяйства основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя продуктами жизнедеятельности. Таким образом, домашнее хозяйство рассматривается преимущественно как потребительская ячейка, а элементы производственной деятельности учитываются лишь в той мере, в какой они необходимы для удовлетворения собственных нужд. Отметим, что существуют известные различия в подходах к пониманию домашних хозяйств в статистике отдельных стран[6]. В отечественной науке в настоящее время под домашним хозяйством часто понимается хозяйство семьи как самостоятельной единицы, доходы которой используются для жизнеобеспечения ее членов, главным образом, на нужды, не связанные с предпринимательством.

Признаки домашнего хозяйства

Представляется необходимым ввести некоторые признаки, которые определяют особенности товаропотребления домашними хозяйствами. К ним, прежде всего, следует отнести численный и качественный состав семьи; вид и размер поселения; общий размер доходов, приходящихся на одного члена семьи, домохозяйство в целом и др. Рассмотрим эти признаки несколько более подробно.

Численный состав семьи может варьировать в широком диапазоне: от 1 человека до десяти и более. Известны примеры, правда, мало характерные для современной России, когда число детей в семье составляет 20 человек[7]. Характерно наличие большого числа детей у ряда национальностей россиян. В настоящее время с точки зрения численного состава, наличия родителей в нашей стране наиболее распространены три разновидности семьи: а) супружеская пара с детьми или без (нуклеарная семья); б) один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья); в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья с супружеским ядром). Существуют и другие разновидности семей, однако три перечисленные доминируют и на них приходится около 90% общего числа семей. Особенности структуры расходов домашних хозяйств на конечное потребление в зависимости от числа их членов видны из графика.

С увеличением численного состава семьи расходы на конечное потребление в расчете на одного человека сокращаются с 3241,6 (число членов домашнего хозяйства 1) до 1593,1 руб. (5 чел). Кроме того, можно отметить и более высокую зависимость стоимости питания в домохозяйствах с наибольшим числом членов от поступлений из личного подсобного хозяйства. В таких домохозяйствах поступления из личного подсобного хозяйства составляют 9,7% от всех расходов на конечное потребление, в то время как в среднем по всем категориям домохозяйств этот показатель составляет лишь 6,9%[8].

С увеличением числа детей с одного до четырех отмечается существенное снижение среднедушевых располагаемых доходов: с 2295,6 до 1051,8 руб., то есть в 2,18 раза. Столь же ощутима разница в части возрастающей зависимости многодетных семей от натуральных поступлений продуктов питания, как из личного подсобного хозяйства, так и из других источников. Так, если в семьях с одним ребенком удельный вес натуральных поступлений в структуре расходов составляет лишь 7,5%, то в семьях с тремя детьми эта цифра составляет 16,7%, а с четырьмя – 15,2%. В многодетных семьях несколько падает доля средств, затрачиваемых на приобретение непродовольственных товаров.

Следующий признак, в существенной мере определяющий характер и объемы товаропотребления домохозяйства, – вид поселения. Прежде всего, это, конечно, принадлежность к городскому или сельскому населению. Для сельского населения в продуктообеспечении семьи по сравнению с городским несколько более значимую роль играет натуральное хозяйство и в несколько меньшей – рыночные источники. Это подтверждается данными выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России в 2002 г. Так, в структуре располагаемых расходов домашних хозяйств денежные расходы в городской местности составляли 90%, в сельской – 75; стоимость натуральных поступлений продуктов питания в городской местности составляла 4%, в сельской – 20. Подобным же образом разнится и структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление (табл.4).

Таблица 4

Структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление в 2007 г.

Направления расходов

Структура,%

 

в городской местности

в сельской местности

Покупка продуктов питания

41

36

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

5

23

Покупка непродовольственных товаров

34

29

Покупка алкогольных напитков

2

2

Оплата услуг

17

10

Стоимость предоставляемых работодателем льгот в натуральном выражении

1

0

Вместе с тем города и поселения городского типа весьма различаются между собой по характеру, источникам и объемам продуктообеспечения. Напомним существующую градацию городов: крупнейшие (численность населения превышает миллион человек); крупные (от 500 тыс. до миллиона); большие (100-500 тыс); небольшие – а) средние (50-100) и б) малые (до 50).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту