рефераты по менеджменту

Due diligence: выявление рисков и оптимизация бизнес-процессов

Страница
2

Фактически, кроме стандартного due diligence, необходимо осуществить еще ряд дополнительных действий. В частности, должна состояться полная инвентаризация, составление промежуточного бухгалтерского баланса и независимый аудит. С одной стороны, это увеличивает гарантии покупателя в данной сделке. С другой – повышает трудоемкость и, следовательно, стоимость покупки. Этот вариант предпочтителен в том случае, если предприятие не является единственным бизнес-проектом продавца. Если же, по сути, оно и есть само юридическое лицо, то намного эффективнее приобрести акции (доли), а не имущественный комплекс.

Выбор того или иного способа приобретения существующего бизнеса зависит от различных факторов, в частности таких как:

- техническая сложность осуществления сделки, сроки и стоимость реализации;

- обеспечение непрерывности производства в результате сделки;

- целесообразность перехода к инвестору связанных с предприятием обязательств;

- необходимость получения лицензий и иной разрешительной документации в данном секторе бизнеса;

- сохранение налаженной системы сбыта, поставщиков и партнеров;

- налогообложение сделки.

В той или иной мере due diligence осуществляется при любой сделке покупки бизнес-проектов. Но только системное его применение может позволить избежать неприятных сюрпризов от владения новым активом.

Юридическая часть due diligence представляет собой проверку:

1. Прав на имущество, продаваемое в составе бизнеса, рисков оспаривания прав на имущество третьими лицами;

2. Прав и обязательств, входящих в состав бизнеса, на предмет их существования, действительности, законности, рисков оспаривания сделок, в результате которых возникли права и обязательства;

3. Трудовых отношений с коллективом, работающим в бизнесе (наличие и законность трудовых договоров, соглашений о материальной ответственности, правомерность увольнения сотрудников, риски предъявления неправомерно уволенными сотрудниками имущественных требований, связанных с их увольнением, и т.п.);

4. Соблюдения корпоративного законодательства юридическими лицами, продаваемыми в составе бизнеса или являющимися стороной договоров купли-продажи, риска предъявления претензий акционерами/участниками этих юридических лиц, связанных с несоблюдением законодательства при продаже акций/долей, а также при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью с имуществом этих юридических лиц.

Финансовое due diligence предполагает анализ финансовых показателей бизнеса, его перспектив, оценку применяемой системы учета налоговых рисков. Целью финансового due diligence являются подтверждение и оценка заявленных продавцами бизнеса финансовых показателей, а также выявление рисков покупки.

Финансовое due diligence близко к понятию аудиторской проверки. Поэтому проведение due diligence обычно поручают аудиторам. Можно выделить следующие задачи финансового due diligence:

- оценка финансовой схемы бизнеса, круга юридических лиц, результаты деятельности которых участвуют в формировании финансовых показателей бизнеса;

- оценка системы управленческого учета на предмет достоверности ее финансовых показателей и оперативности внесения в нее информации;

- оценка динамики финансовых показателей деятельности бизнеса;

- оценка имущества, прав и обязательств, продаваемых в составе бизнеса;

- инвентаризация имущества и обязательств, проведение сверок по дебиторской и кредиторской задолженности бизнеса;

- формирование списка ключевых сотрудников, от которых зависит эффективность бизнеса;

- оценка риска существования задолженности, не отраженной в системе управленческого учета.

Оценка системы управленческого учета производится путем проведения тестов системы учета и системы внутреннего контроля. Желательно при этом в течение определенного времени наблюдать за деятельностью бизнеса, полнотой и оперативностью отражения в управленческом учете фактов хозяйственной деятельности. Желательно получить от собственников бизнеса финансовые показатели за несколько отчетных периодов, чтобы иметь возможность проанализировать динамику этих показателей, сопоставить их с обобщенными показателями рынка. В случае обнаружения резких скачков в значениях показателей следует уточнить у собственников бизнеса причины таких изменений. То же касается резких отклонений значений показателей бизнеса от обобщенных показателей рынка. Например, если общей тенденцией на рынке является падение рентабельности продаж, то рост рентабельности продаж у анализируемого бизнеса должен вызвать сомнение в его обоснованности.

Проверку имущества и обязательств целесообразно совместить с их инвентаризацией. В этом случае аудитора, проводящего due diligence, включают в состав инвентаризационной комиссии. В процессе инвентаризации проверяются фактическое наличие и техническое состояние основных средств, наличие запасов товаров, готовой продукции, сырья, тары, упаковки, прочих материалов, сверяются дебиторская и кредиторская задолженности и т.д.

Риск налоговых претензий является одним из существенных рисков покупки бизнеса. Аудиторы должны проверить и налоговые обязательства компаний, оценить риск возникновения у налоговых органов претензий, связанных с неуплатой налогов. Если будет доказана недобросовестность налогоплательщиков, то налоговые органы могут выставить для оплаты настолько значительные суммы, что у покупателя не будет смысла вообще продолжать бизнес.

Для того чтобы этот риск устранить, возможно, потребуется изменение способа покупки бизнеса, т.е. вместо покупки акций/долей юридического лица, по которому существует риск налоговых претензий, следует рассмотреть возможность выкупа его имущества либо передачи имущества в уставный капитал новой организации и с последующим выкупом ее долей/акций.

Аудиторы, проводящим due diligence, могут дополнительно провести оценку - налоговой нагрузки бизнеса и определение путей ее оптимизации.

Маркетинговый due diligence предполагает:

- оценку положения компании на рынке;

- оценку бизнес-плана;

- оценку перспектив развития рынка;

- оценку стратегии компании и возможности ее реализации

Основные риски, выявляемые при проведении маркетингового Due Diligence - выявление неблагоприятных тенденций на рынке, неэффективности маркетинговой политики и политики закупок.

Отдельно следует выделить процедуры, связанные с бизнес-планированием приобретаемого бизнеса. Уже на этапе принятия решения о покупке потенциальный инвестор задумывается над улучшением показателей бизнеса. В связи с этим аудиторам, проводящим due diligence, могут дополнительно поручить оценку:

- анализ структуры доходов и расходов;

- перспектив бизнеса, конкуренции, потребностей в финансировании.

- анализ организационно-правовой формы компании.

-оценка эффективности организационной структуры и уровня корпоративного управления.

- оценка менеджмента и персонала компании.

Обычно в юридическое лицо выделяются компании, являющиеся:

- собственником имущества;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2017 рефераты по менеджменту