рефераты по менеджменту

Галерея масок менеджеров

Страница
2

Страх затруднительного положения в межличностных контактах, недостаток умений управлять своими эмоциями. Один из способов избегать близких, доверительных, открытых отношений и возможных затруднений связан с формализацией отношений с людьми при помощи ритуалов, стереотипов и правил.

Одна из аксиом, установок, которая формируется у человека в процессе освоения социального опыта, выражается в том, что человеку необходимо получать одобрение всех и каждого. Целенаправленно воздействуя на другого человека, можно получить его одобрительные оценки и действия.

В профессиональной сфере есть свои дополнительные причины для совершенствования и активизации манипуляций, на которые можно посмотреть и с другой стороны. Главное средство манипулирования — это маска, которая:

скрывает истинное лицо;

позволяет выглядеть по-другому благодаря хорошо узнаваемому образу с определенным стереотипом поведения.

Менеджер под маской скрывает:

цели, намерения, желания (мотивы);

отношение к конкретному человеку, людям, коллективу;

отношение к выполняемой работе и предприятию в целом;

отношение к определенным мероприятиям, процедурам, ситуациям, ритуалам;

знания о целях и намерениях других работников (руководителей, коллег и сотрудников);

собственные недостатки, например, недостаточную квалификацию, отсутствие настоящего интереса или способностей, а иногда и, наоборот, наличие способностей (если он по какой-то причине не хочет их полностью использовать на занимаемой должности);

нежелание заниматься какими-то работами, задачами, исполнять те или иные обязанности;

факты профессиональной или личной биографии;

знакомства и связи с определенными людьми или организациями.

Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что маски используют для того, чтобы решать определенные личные и профессиональные задачи. Поэтому менеджер применяет маску, когда испытывает затруднения в достижении тех или иных целей. Можно выделить следующие функции масок:

средство достижения желаемой цели;

средство адаптации к ситуации, особенно в тех случаях, когда трудно прогнозировать ее развитие;

способ соответствовать требованиям или ожиданиям других людей, особенно значимых;

способ быстрого и однозначного позиционирования;

способ ограничения ожиданий других.

Таким образом, исходя из простой логики, можно сделать вывод, что если менеджер использует маску, то он что-то скрывает либо испытывает трудности в решении каких-то своих задач.

Действия руководителя по отношению к подчиненным — это всегда определенная форма реализации власти. Выделяются несколько видов власти: принуждения, влияния, компетенции, информации, должностного положения, авторитета, награждения.

Большинство руководителей используют все эти виды власти, хотя у каждого есть основной, наиболее привычный. Каждый вид власти осуществляется с помощью разных масок. Меньше всего искусственно-ролевого в поведении руководителя содержится при использовании основного вида власти, который наиболее характерен для его личности. Больше всего маски используются тогда, когда руководитель прибегает к другим, не основным для него видам власти. Поскольку они меньше соответствуют его внутреннему «Я», то использовать их без принятия соответствующей роли он не может. Уметь надеть нужную маску и сыграть роль, адекватную применяемому виду власти, значит достичь успеха; правда, при этом могут быть и некоторые отрицательные моменты.

Действия подчиненного по отношению к руководителю — это также всегда определенная форма осуществления подчинения. В значительной степени она обусловлена формой реализации власти, но зависит и от особенностей личности подчиненного, в том числе его защитных механизмов, мотивов, ценностей. Реализуются разные формы подчинения также с помощью масок. Здесь есть основная форма, которая у многих реализуется в соответствии со своим внутренним «Я», т. е. с минимальным применением масок. Другие, дополнительные формы подчинения реализуются только с помощью набора масок.

Разновидности масок менеджера

Каждый тип манипулятора — это определенное устойчивое ролевое поведение. Исполнение роли меняется незначительно, в зависимости от ситуации. У манипуляторов эти изменения часто происходят автоматически за счет набора масок, которыми они пользуются. Для каждого типа руководителя-манипулятора можно выделить основные разновидности масок, используемых по ситуации.

Примеры часто встречающихся масок из большого многообразия, используемых руководителями-манипуляторами, представлены в таблице.

Таблица. Примеры масок руководителей-манипуляторов

Тип руководителя

Форма взаимодействия с людьми

Межличностная тет-а-тет

Межличностная в присутствии других

Публичная

Диктатор

Строгий отец

Мэтр-наставник

Вождь

Кулькулятор-рационалист

Репетитор

Инструктор

Формальный авторитет

Славный парень

Бескорыстный товарищ

Простак-энтузиаст

Любимец-триумфатор

Судья

Исповедник

Проповедник

Хранитель истины, жрец

Защитник

Доверенное лицо

Искатель правды

Обличитель, радетель за отечество

Хулиган

Рубаха-парень

Заводила

Свергатель авторитетов

Указанные в таблице маски характерны для главной (доминирующей) роли, принятой для себя менеджером. Но маска не является постоянной. В отдельных случаях, в зависимости от обстоятельств, а иногда и от настроения менеджер может брать на себя другие ситуационные маски, которые часто оказываются непохожими на основные. Но они отражают реальные характеристики его личности, которые могут стать со временем основными.

Менеджеры используют маски по-разному. У одних появление той или иной маски определяется тем, в каком социальном окружении он находится, у других это связано с предметной ситуацией, у третьих — с типом человека, с которым идет взаимодействие, а у многих учитываются одновременно все эти обстоятельства. Но у большинства менеджеров появление маски сильнее всего зависит от должностного статуса партнера по общению. Разнообразие ролевого поведения в менеджменте дает основание ввести такое понятие, как «техника использования масок». Под техникой использования масок понимаются следующие особенности поведения:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту