рефераты по менеджменту

Оборотный капитал холдинга: принципы и эффективность управления

Страница
1

Оборотный капитал холдинга: принципы и эффективность управления

В первой половине 90-х гг. прошлого столетия украинские предприятия почти утратили денежный оборотный капитал из-за инфляции, жесткой денежной политики, низкой платежной дисциплины. Причинами этого стали отсутствие эффективных процедур банкротств, слабость государственных институтов, неплатежи государства по своим обязательствам. В результате в Украине сформировалась немонетарная экономика всеобщего бартера и неплатежей: сырьевой сектор стал чистым кредитором в межотраслевом балансе неплатежей, а обрабатывающая промышленность и АПК — чистым должником. Руководители крупных предприятий отдавали предпочтение неденежным средствам платежа вследствие конфликта интересов с собственниками, кредиторами и налоговыми органами.

Возможности эффективного управления оборотным капиталом на рыночных принципах появились лишь в конце 90-х гг., вследствие роста валютной выручки и повышения степени монетизации экономики.

Однако доля финансово благополучных предприятий в конце 90-х гг. была достаточно низкой. Хотя объем производства на большинстве предприятий в 2001-2002 гг. продолжал расти, произошла дальнейшая дифференциация отраслей по состоянию оборотных средств, усилилась концентрация прибыли в сырьевых отраслях, прежде всего в нефтяной промышленности и металлургии, где собственный оборотный капитал достигает рекордного за последние годы значения. В других отраслях, особенно в легкой и пищевой промышленности рост импорта (2001-2002 гг.), цен на энергию и транспортных тарифов ухудшили финансовое положение.

Таким образом, наиболее актуальными вопросами для современного этапа формирования и реструктуризации холдингов есть:

принципы управления оборотным капиталом холдинга в современных украинских условиях;

показатели эффективности использования оборотного капитала бизнес-единиц;

пути перехода к бюджетному управлению финансовыми потоками холдинга;

основные направления факторного анализа использования оборотного капитала.

Особенности управления капиталом холдинга

Капитал холдинга состоит преимущественно из ценных бумаг и других быстрореализуемых активов, сконцентрированных в резервных и инвестиционных фондах, а не из товарно-материальных запасов, незавершенного производства и текущей дебиторской задолженности, которая принадлежит дочерним компаниям.

Источниками увеличения капитала холдинга является рост его рыночной капитализации, дополнительная эмиссия акций и корпоративных облигаций, реструктуризация долговых обязательств по более низкой доходности, капитализация прибыли, рациональное использование амортизационного фонда, т. е. управление активами бизнес-группы.

Показателями эффективности использования оборотного капитала холдинга являются рост рыночной капитализации холдинговой бизнес-группы, рентабельность использования капитала, срок окупаемости (возврата) инвестиций, соотношение платы за кредит и рентабельности его использования. В то же время показателем эффективности использования оборотного капитала дочерних предприятий служит скорость оборота материальных оборотных средств (производственных запасов и т. д.). Таким образом, управление финансовыми потоками в холдинге связано в основном с операциями на фондовом, кредитном и валютном рынках, инвестиционными проектами, слияниями и поглощениями фирм.

Важным инструментом в управлении оборотным капиталом холдинга является выпуск корпоративных облигаций. Они имеют такие преимущества:

облигации относительно безопасны с точки зрения защиты от враждебных поглощений;

ослабляют зависимость от одного кредитора;

в сравнении с банковскими кредитами и векселями облигации выгоднее, так как имеют налоговые и стоимостные преимущества, позволяют увеличить срок кредитования и снизить цену заемных средств.

Эффективность управления оборотным капиталом холдинга в значительной мере зависит от реализации таких принципов

1. Консолидация финансов предусматривает составление баланса, отчета о финансовых результатах и потоках денежных средств. Высокая степень объединения активов вплоть до их слияния требует построения консолидированного баланса, который полностью включает балансы всех участников холдинга. Поскольку структура баланса коммерческого банка совершенно отличается от структуры балансов торговых и промышленных предприятий, то каждый участник холдинга должен вести отдельный баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности холдинга.

Консолидация финансовых ресурсов и ведение консолидированного баланса способствует снижению неплатежей как внутри холдинга, так и по отношению к внешним контрагентам. Это происходит благодаря тому, что агрегированный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и эффективный контроль над использованием финансовых ресурсов, а также взаимозачет платежей.

Согласно национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета 20, холдинговые компании обязаны составлять и публиковать «консолидированную отчетность», которая отличается от «сводной отчетности». Сводная финансовая отчетность составляется путем механического сложения одинаковых статей отдельных балансов подчиненных предприятий в масштабах определенной структурной единицы (например, регионального отделения). Это происходит в том случае, когда субъект, который составляет отчетность, является организующей надстройкой, а не партнером в хозяйствовании. По такой схеме составляется отчетность филиалов и представительств холдинга.

Поскольку холдинговая компания представляет собой группу юридически самостоятельных, но экономически и финансово взаимосвязанных компаний, где материнская компания играет доминирующую роль, а дочерние фирмы являются подконтрольными, то представить результаты деятельности и финансовое состояние такой группы в целом возможно на основе консолидированной отчетности. При этом каждое юридически самостоятельное подразделение (предприятие) ХК должен вести бухгалтерский учет собственных операций и оформлять их результаты в виде финансовой отчетности. В экономической литературе выделяют две специфические особенности, которые характерны для консолидированной отчетности:

Во-первых, она не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации, ее цель — не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности корпоративной группы, то есть она имеет явным образом выраженную аналитическую направленность.

Во-вторых, консолидация не является простым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы: в консолидированную отчетность не включают соглашения между членами корпоративной семьи; показывают только активы и обязательства, доходы и затраты от операций с третьими лицами. Любые внутри-холдинговые финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются. Составление консолидированной отчетности осуществляется по специальным алгоритмам на основе данных учета и отчетности участников группы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту