рефераты по менеджменту

Основы предпринимательской деятельности

Страница
11

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Купля-продажа результатов производства ("товаров”) - факт признания за ними общественной ценности. Эта цен ность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого чиспа объективных и субъективных причин),то и цена товара находится в постоянном движении, свободное движение товарных цен и есть "рыночная экономика".

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них сам является результатом множества сложнейших про цессов. Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манилилирования ими, а опосредованного воздействия на цены, через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн "ускоренного" решения экономических проблем путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях такое управление ценами на короткий срок может быть оправданно, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики недопустимо.

Эти два метода регулирования цен и различают "рыночную" и "адмистративную" экономику: первый присуще преимуществнно опосредованное воздействие на цены, второй - прямое.

Рыночная трансформация отечественной экономики означает переход от директивного ценообразования к рыночному, обеспечивающему возникновение системы равно весных цен, как результата свободного взаимодействия спро са и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов.

Первый представлен "стоимостной" концепцией ценооб разования, наиболее полно разработанной К.Марксом в его учении об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Суть данной концепции состоит в следу ющем. Товар имеет "стоимость" и "цену".

Стоимость - это воплощенные в товаре общественно - полезные затраты труда, но не всякие, а только соответ ствующие средним (данного периода) условиям, умелос ти и интенсивности труда.А коль скоро всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно- однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми. Понятно, что при таком подходе труд, вол-лощенной в товарах, также становится качественно-однородным, тру дом "вообще", лишенным конкретики (в экономической теории подобный труд принято называть "абстрактным").

Следовательно, отношение стоимостей различных това ров отражает отношение представленных в каждом из них величин абстрактного труда. Эти величины и предопреде ляют объективные пропорции обмена товарами (или купли- продажи)

Что же касается "цены" товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.

Таким образом, Марксова теория усматривает в сто имости объективную основу цены, тем самым строго раз личая "стоимость" и "цену".

Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем ва рианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятель ной ("внестоимостной” величиной, для определения кото рой оценка покупателя более значима, чем затраты произ водителя. Цена "освобождается” от стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды.

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности това ра?

Современная экономическая теория, получив в наслед ство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообра зованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию, ориентирующую дейст вия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижи ма только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и мо нополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам -"договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены -подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанав ливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учи тывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес дого ворных, цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные ценыв рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предпри ятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны)ресурсы;

3) социально-значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые прави тельством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установилении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" ценыприменяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ори ентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множес твом цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "миро вой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данных товар за ряд лет.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту