рефераты по менеджменту

Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России

Страница
2

Культивировать наше качество, наши душевные и естественные дары мы начали, строго говоря, лишь в девятнадцатом веке. Сто лет. Мы только успели начать; мы едва приступили к осмыслению и собиранию наших, как бы второпях создавшихся сокровищ; мы только успели опомниться и заговорить. И еще не научившись ценить качество, еще не осмыслив ни своего призвания, ни своих духовных сил, мы создали великое — и в слове, и в музыке, и в живописи, и в знании, мы начали создавать превосходное и в технике, и в промышленности, и в быту; и тут же, не умея ценить эти достижения, поспешили нигилистически отречься от них в толстовстве и в революции.

Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение! И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца.

Надо творчески развязать качественные силы России. Нынче наша Родина нуждается прежде всего в честной верности. Что могут построить бесчестные и продажные руки? Россия будет голодать по знающим и работоспособным людям на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины, от агрономии до профессуры. России необходимы воля и талант. Их нельзя ничем заменить, ибо талант творит новое, а воля строит и держит народную жизнь.

Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт, высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине эпоха, которая довершила бы все упущенное за время перегруженности и беспечности, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени. Эта эпоха близится и настанет, в том порукою — природная даровитость и духовная гениальность русского народа. И ныне верить в русское национальное возрождение значит верить в грядущую победу качества, в победу верности над предательством, знания над невежеством, труда над хищением, воли над страстью, верить в победу божественных сил человека над сатанинским.

И готовить восстановление России — значит прежде всего готовить себя самого к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи — русское качество. Верим и знаем: придет час — и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового величия. И эпоха эта будет стоять под знаком нашей волевой идеи!»

«Русский колокол». 1928. №4. С 3-4

Удивительно точный текст, потрясающая актуальность. Многие из тех, кому автор зачитывал текст, не называя вначале автора, считали что он написан нашими современниками, чаще всего называли имя А. И. Солженицына.

«Бескачественность» — это суть почти всей истории России. К сожалению, в России мало кто из политиков (а может быть, вообще таких нет) понимает суть проблемы качества, а правильнее сказать, дьявольскую роль проблемы бескачественности для судьбы России.

Общественная мысль в России поглощена сейчас переживанием процессов, связанных с распадом великой Российской Империи. Демократия неизбежно должна привести к дальнейшему сепаратизму, инстинкты подсказывают многим масштаб возможных катаклизмов и определяют темы дискуссий и исследований. Перед Россией стоят очень сложные постсоветские количественные задачи, которые отодвигают проблему качества на задний план. Это можно понять. Однако необходимо понять и другое. Не решив проблему бескачественности российской жизни, невозможно решить и любую другую социально-экономическую, геополитическую задачу. Проблема качества универсальна, любая политическая система, установленная в России, долго не продержится, если не справится с этой проблемой.

Автор не раз высказывал свою точку зрения на падение советского режима, который рухнул прежде всего из-за того, что не смог, несмотря на все усилия — будь то пятилетка качества, обязательные стандарты, знак качества и, наконец, госприемка решить проблему бескачественности. Пока политики России не осознали глубину проблемы качества, труд но надеяться на их поддержку и даже опасно, так как они могут извратить всю идею.

Российская промышленность и сфера услуг действительно только в начале пути к овладению TQM, и стартовая скорость тоже не внушает большого оптимизма. Нынешняя Россия не сформулировала ни миссии, ни целей, ни ценностей, ни руководящих принципов. Хотя почти любая компания численностью от нескольких сот тысяч работающих, таких, как Ford Motors и Xerox, или Saab и Ericsson с численностью работающих около 600 человек, или ресторан в Италии с 25 работниками провозглашают и миссию, и цели, и руководящие принципы и ценности. Таким образом, о том, чтобы поднять концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи, говорить пока рано. Но подготовительные действия уже необходимы.

Ниже мы приводим список основных причин неэффективности наших предприятий (курсивом выделены причины, относящиеся к области менеджмента качества):

реакция на политический кризис;

отсутствие рынка капитала;

отсутствие инвестиций;

низкий уровень морали и цинизм большой части работающих;

разрыв взаимопонимания между руководством, служащими и рабочими;

потеря чувства справедливости и веры;

неадекватная рыночным механизмам структура промышленных предприятий, гипериерархия, концентрация полномочий на верхних этажах управления;

неэффективный менеджмент:

а) отсутствие контроля со стороны собственников (акционеров);

б) низкая культура менеджмента (репрессивный, милитаристский менеджмент);

в) отсутствие знаний и опыта менеджмента в рыночных условиях;

г) отсутствие эффективных механизмов выдвижения и отбора высших менеджеров.

неразвитый маркетинг;

низкое качество продукции и услуг;

низкая производительность;

непонимание сути конкуренции и роли качества в конкурентной борьбе;

длительные сроки освоения новой продукции;

непонимание роли образования и подготовки персонала;

непонимание роли информации и данных;

антиинтеллектуальность и антинаучность промышленности;

высокий уровень конфликтности, интриганства;

языческая ментальность (кумиры, враги, замкнутость и закрытость, враждебность к инакомыслию, подростковый синдром, непоследовательность и бессистемность);

подмена полномочий властью, использование власти за пределами ответственности (обязанностей).

Ниже приведен другой список. Он характерен для предприятий, применяющих TQM. Путем сопоставления этих двух списков можно определить направление преобразований предприятий.

Характерные черты предприятий, использующих TQM:

высокий уровень морали у всех служащих, признание общих моральных и этических ценностей и руководящих принципов;

высшие менеджеры и служащие — одна семья, одна команда:

справедливость основа мотивации и объединения служащих, вера — основа оптимизма;

плоская организационная структура промышленных предприятий с проектным и процессным стилями управления;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту