рефераты по менеджменту

Проект концепции развития венчурной индустрии в России

Страница
3

В настоящее время налогообложение малого предпринимательства, в том числе с учетом установленных льгот, не стимулирует динамичного развития предприятий и притока в них венчурного капитала. В законодательство по малому предпринимательству, связанному с налогообложением и предоставлением налоговых кредитов, целесообразно внести изменения, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний. Такие предложения целесообразно подготовить в рамках имеющегося поручения Правительства Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № МК-П8-08934 по выполнению плана мероприятий по реализации в 2002-2003 годах "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. В мировой практике помощь предпринимателям на этом этапе оказывают посевные и стартовые фонды финансовой поддержки молодых технологических компаний. В 2003 году начинающим российским инновационным компаниям такая финансовая поддержка может быть оказана из средств федеральных и региональных бюджетов в рамках возможностей, имеющихся у министерств, ведомств, местных органов власти и государственных научно-технических фондов. Для этих целей потребуется частично переориентировать уже существующие государственные фонды НИОКР на оказание поддержки научно-технологическому бизнесу на ранней стадии его образования и развития. Предложения по внесению соответствующих изменений в нормативные документы указанных фондов могут быть подготовлены при выполнении поручения Правительства Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № МК-П8-08934 по выполнению плана мероприятий по реализации в 2002-2003 годах "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" в части повышения эффективности деятельности федеральных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и важнейших инновационных проектов.

На последующем этапе в регионах Российской Федерации необходимо создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи, принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства.

Практика создания первых отечественных венчурных фондов показала, что имеются определенные сложности при регистрации венчурных фондов в российской юрисдикции, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения этих проблем необходимо разработать предложения по упрощению условий регистрации венчурных фондов и в случае необходимости внести изменения в соответствующие законодательные акты. Такую работу целесообразно завершить в 2003 году.

Кроме того, способствовать улучшению инвестиционного климата в России будет общая гармонизация и обеспечение стабильности законодательства, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи в защите этих прав инновационному предпринимательству.

Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций.

Для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий путем продажи пакетов акций необходим развитой фондовый рынок, являющийся важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, а также широко используемая на Западе система продажи венчурными инвесторами своих акций стратегическим инвесторам. Стратегический инвестор, в роли которого как правило выступают крупные промышленные производители, обеспечивает широкомасштабное тиражирование наукоемкой продукции и освоение значимых сегментов рынка.

Период развития компании от момента прихода в нее венчурного капитала до момента продажи венчурным фондом своего пакета акций, как правило, занимает 5-7 лет. За это время в стране необходимо создать сеть биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных предприятий. Для формирования стратегических партнерств с крупным промышленным производством следует оказать малым предприятиям поддержку для их выхода на информационный рынок. Последовательное развитие этого процесса будет происходить путем создания специализированных биржевых площадок для динамично развивающихся высокотехнологичных компаний на действующих фондовых биржах, а также на венчурных ярмарках. В дальнейшем, по мере увеличения количества компаний, получивших венчурные инвестиции, и находящихся на этапе выхода из них венчурных фондов, будут создаваться реально действующие электронные биржи высокотехнологичных компаний в сети Интернет и самостоятельные биржевые площадки.

В ближайшие годы с участием заинтересованных министерств и ведомств, основных участников фондового рынка необходимо разработать государственную стратегию развития фондового рынка и стимулирования долгосрочных инвесторов. Стратегия должна предусматривать законодательные и экономические меры, способствующие развитию института первоначального публичного предложения акций на фондовом рынке и корпоративных фондов венчурного инвестирования.

В рамках построения инфраструктуры венчурной индустрии и в соответствии с данной стратегией государственная поддержка может оказываться созданию структурных элементов фондового рынка - созданию электронных бирж, проведению венчурных ярмарок, организации апробаций торгов акциями высокотехнологичных российских компаний на действующих российских и зарубежных фондовых биржах.

Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

Формированию имиджа национальной венчурной индустрии и повышению привлекательности предпринимательской деятельности в области малого и среднего инновационного технологического бизнеса послужит широкая пропаганда успехов технологических компаний в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в печатных изданиях, в сети Интернет, для чего необходимо:

- создать на одном из федеральных телевизионных каналов, вещающем на регионы, регулярную консультационно-просветительскую телепрограмму по основам венчурного предпринимательства;

- организовать систему повышения квалификации журналистов региональных СМИ в сфере венчурного предпринимательства;

- создать в сети Интернет специализированный сайт по венчурному предпринимательству, содержание которого будет служить целям массового просвещения населения регионов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту