рефераты по менеджменту

Оценка интеллектуальной собственности

Страница
7

Таблица 2.

Данные о выданных Роспатентом патентах на изобретения

Патенты на изобретения

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Выдано патентов на изобретения, всего

в том числе:

в обмен на авторские свидетельства

по новым заявкам из России

по новым заявкам иностранных патентообладателей

27757

14543

8938

4276

40263

19682

16052

4529

31556

5921

20861

4772

33574

13896

16489

3189

Интеллектуальная собственность как новая глобальная валюта

В современной жизни интеллектуальная собственность быстро приобретает роль нового источника богатства и благосостояния. Основы экономического развития передовых стран переходят от традиционных отраслей (автомобилестроение, сталелитейная и горнодобывающая промышленность) к высокотехнологичным отраслям промышленности. Анализ развития мировой экономики показывает, что самый быстрый рост приходится на компьютеры и полупроводники, здравоохранение и медицину, средства связи и электронику. Успех в этих отраслях основан больше на знании и инновациях (интеллектуальной собственности), чем на производственных возможностях.

Как результат, меняется состояние мирового рынка. Объем торговли в сфере интеллектуальной собственности становится больше других компонентов экономических отношений между странами. Динамические изменения, происходящие в настоящее время, например, в экономике США, характеризуют соответствующие тенденции следующими показателями:

в производстве кинофильмов в США занято больше работников, чем в автомобильной промышленности

годовой доход от продажи видеоигр превышает доходы от проката кинофильмов

создание программных продуктов, которое занимало совсем незначительное место до 1980 года, сейчас растет с темпом 25% в год, более высоким, чем автомобилестроение

информационные технологии и сектор средств связи достигают 10% валового внутреннего продукта

в биотехнологической промышленности занято работников больше, чем в станкостроительной отрасли

уже в 1990 году активное сальдо в международной торговле идеями достигло 12 миллиардов долларов.

В результате неуклонно растет признание ценности и понимание необходимости правового приобретения и использования интеллектуальной собственности. Эта тенденция заметна не только на уровне предприятий, но и на национальном и международном уровне. В этом смысле интеллектуальная собственность становится новой глобальной валютой.

Корпорации быстро развивают свои “портфели” интеллектуальной собственности, признавая, что эти активы имеют ценность и могут быть капитализированы с помощью лицензирования. Переход к глобальной конкуренции сделал защиту интеллектуальной собственности значительно более важной частью стратегий компаний. Оценщики осваивают новые методы определения стоимости этих активов на балансе предприятий. Собственники оцененной интеллектуальной собственности подают иски в суды для отстаивания своих прав и защиты их ценности. В США, например, число судебных дел по вопросам интеллектуальной собственности за каждые десять лет возрастает в 2-3 раза.

Быстрая скорость технологических изменений и глобализация мировой экономики включают вопросы интеллектуальной собственности в повестку дня общеполитической жизни. Различные страны даже с очень отличающейся историей и культурой часто создают похожие правовые системы для защиты интеллектуальной собственности. Поскольку их правительства признают соответствующую необходимость для стимулирования инноваций, для поощрения развития и передачи технологий и изобретений, для экономического роста, стимулирования международной торговли и обмена товарами и создания благоприятного климата для иностранных инвестиций. Охрана товарных знаков поддерживает конкуренцию за счет дифференциации источников товаров и услуг. Защита авторских прав обогащает искусство и литературу и в настоящее время стала основным средством охраны программного продукта. Патентная защита содействует раскрытию общественно полезных изобретений и идей. Новое законодательство принимают во многих странах часто под давлением международного сотрудничества и торговых партнеров. Система защиты интеллектуальной собственности в стране и использование этой системы в различных международных договорах играет все более важную роль в транснациональном продвижении инноваций.

Интеллектуальная собственность, которая обеспечивает право собственности на определенные формы информации, всегда имела международное измерение. Поток информации, нематериальный по своей природе, не скован национальными границами. Хотя действие конкретных охранных законов распространяется только на национальные территории, необходимость гармонизации и согласованности действия правовых систем различных стран была осознана еще в девятнадцатом столетии при создании Парижской конвенции по защите промышленной собственности в 1883 году и Бернской конвенции по защите работ в области литературы и искусства в 1886 году. Эти международные договора продолжают действовать до настоящего времени и постоянно расширяются по числу стран-участников и диапазону минимальных прав, которые страны-участники соглашаются обеспечивать в своих национальных законах. Аналогичные международные договора созданы для поддержки иных форм интеллектуальной собственности.

Современные тенденции в работе судов, развитии законодательства и положении на рынке показывают рост значения интеллектуальной собственности как коммерческих активов.

Очевидность экономической ценности, например, товарных знаков и фирменных наименований можно каждый день увидеть в любом магазине. Компании инвестируют значительные ресурсы в создание у покупателей положительного отношения к товарным знакам. Во многих случаях товарные знаки, популярные 25 лет тому назад, лидируют и сегодня, даже если компания прекратила производство этого продукта. При оценке бизнеса фирменное наименование или товарный знак часто может представлять до 80% цены компании.

Известно, что товарный знак Marlboro для сигарет, продающихся во всем мире, был оценен в 40 миллиардов долларов. Владелец этого знака Philip Morris, кому принадлежат также широко известные Cheezwhiz, Maxwell Hause, Kraft, считает, что отличительный красный и белый знак наиболее популярного в мире продукта во многих странах эквивалентен законному платежному средству. Распространение успешных знаков на новую продукцию и судебные схватки за популярные знаки показывает, что эта интеллектуальная собственность становится стратегическим активом многих компаний.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту