рефераты по менеджменту

"Лидерство"

Страница
1
Введение Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феноменлидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. Вначале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство илидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят рядкрупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти ещебольше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формированиялидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем,связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в областиисследования лидерства принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых,затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Есливы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневнойработе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства -коллективная работа авторов московского центра политических исследований“Никколо М “ “Имидж лидера”.) Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами: - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства; - низким уровнем профессионализма некоторых современныхруководителей, что влечет за собой неэффективность деятельностьорганизации. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методовэффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средствадостижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мерезависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства ворганизации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большоезначение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Типология лидерства.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической иобщественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оноявляется неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферыжизнедеятельности. Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от ихтеоретических оснований на три группы :[1] 1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феноменчеловеческой деятельности, что и закономерности его функционирования единыво всех сферах общества. 2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этомформальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточноеусловие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое идостаточное условие лидерства, как административная специфика явлениясводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностноголица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органамигосударственной власти. 3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественнойжизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам.Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма -одного из необходимых политических институтов. Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц,как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики. В античности лидерство носило личностный характер, представляя собойвлияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах.Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель- ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решениеммировоззренческих вопросов. В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько наличных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретнойобщностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу длядостижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес. В современном обществе лидерство ( в особенности политическое)представляет собой способ построения власти , основанный на интеграцииразличных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмоввокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задачобщественного развития. Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместныхусилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени,постепенно решая задачи, подчиненные общей цели. Существуют различные классификации феномена лидерства. В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации властилидеров подразделяют на : -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархии т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае; -рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранныедемократическим путем; -харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особойблагодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств,которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров былиЛенин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум,третьего - вера и эмоции. “Харизмой” следует называть качество личности, признаваемоенеобычайным, благодаря которому она оценивается как одареннаясверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другимлюдям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще какпрорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оцененосоответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенноневажно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме,“приверженцами”[2] Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории :преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенныевзгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своихвоззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь исейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобальноговзгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что иБернс, на “львов” и “лис”. Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничениюмежду лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, чтореальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двухкатегориях.[3] Существует также деление лидеров на обычных ( “реальных”) и великих( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры неоставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, чтотолько лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории. На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и“активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”. В современной политологии нередко называются четыре собирательныхобраза лидера : 1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности,наличие идеи, увлекающей массы. 2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересовсвоих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени. 3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи иубедить людей в их преимуществе. 4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальныхпроблем в обществе, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются всочетании у различных людей в разных пропорциях. Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерствовысокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет рядотличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.[4] 1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, гдевсе участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой. 2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идутмногочисленные массы. При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства.Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясьразличным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данныймомент времени. 1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодарякоторому он стал лидером. 2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данныйлидер. 3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит. 4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящаяроль. 5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит. Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера исочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерствапредложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составныечасти лидерства”.[5] М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуютв определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом налидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди такихтребований можно назвать следующие: - наличие и характер формализованных правил для принятия решений; - степень подотчетности руководителя руководимым; - сила и тип оппозиции; - характер любых разделяемых убеждений; - ресурсы, доступные для руководителя; - организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми. Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых можетиметь место лидерство, его контекст. Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляетсяруководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будетуделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кемон пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределахлидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство,кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его. Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, которыйнаделен властью принимать решения в отношении других людей, группы,организации или правительства, который несет ответственность за последствиялюбых своих решений. В социально - психологической литературе можно встретить такуютипологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки”и “открытые”. Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют“пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуяисключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полнойотдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиесяправдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при нейудержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”. “Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутсяза любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чемзавоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуютс учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” отнего побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемымавторитетом у своих подчиненных.[6] В социально - психологической литературе существует такжеклассификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускаетсясуществование трех основных типов лидеров: - авторитарный; - демократический; - нейтральный ( анархический). Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличноепринятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как кличности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретныхрешений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческомуаспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полнаяотстраненность от дел коллектива. В книге Р.Л. Кричевского “ Если вы - руководитель” приводится примерданных типов лидерства[7] Авторитарный тип|Формальная сторона |Содержательная сторона ||Деловые краткие распоряжения |Дела в группе планируются заранее || |( во всем их объеме) ||Запреты без снисхождения, с |Определяются лишь ||угрозой |непосред-ственные цели, || |дальние-неизвестны ||Четкий язык, неприветливый тон |Голос руководителя решающий ||Похвала и порицание субъективны | ||Эмоции в расчет не принимаются | ||Позиция руководителя - вне группы | | Демократический тип|Формальная сторона |Содержательная сторона ||Инструкция в форме предложений |Мероприятия планируются не || |заранее, а в группе ||Не сухая речь, а товарищеский тон |За реализацию предложений отвечают|| |все ||Похвала и порицание - с советами. |Все разделы работы не только ||Распоряжения и запреты - с |предлагаются, но и обсуждаются ||дискуссиями | ||Позиция руководителя - внутри | ||группы | | Нейтральный тип|Формальная сторона |Содержательная сторона ||Тон - конвенциальный |Дела в группе идет сами собой ||Отсутствие похвалы, порицаний |Руководитель не дает указаний ||Никакого сотрудничества |Разделы работы складываются из || |отдельных интересов или исходят от|| |лидеров подгрупп ||Позиция руководителя - незаметно в| ||стороне от группы | | Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководствомогут оказать влияние следующие семь свойств: 1. Основные убеждения лидера. 2. Стиль лидера. 3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добитьсяопределенного положения. 4. Реакция лидера на давление и стресс. 5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя. 6. Предшествующий опыт лидера. 7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность. Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов пониманиявзаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочетубедить своих сторонников. Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своейдеятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой онидействуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо такжезнать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений Чем прочнееубеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что этиубеждения повлияют на его руководящую деятельность. В книге “Основы социально - психологических теорий” предложенаконцептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающаядифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности потрем различным основаниям: 1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец”ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, илидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповыенастроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того,как ситуация создана. 2. По стилю руководства - авторитарный лидер, ориентирующийся насебя, и демократический, ориентирующийся на группу. 3. По характеру деятельности ( лидер ситуационный, т.е. умеющийсоздавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или жеуниверсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различныхситуациях, не похожих друг на друга). Таким образом, стало возможным вычленение восьми типов лидеров: 1. Лидер - “программист”, универсальный, авторитарный. 2. Лидер - “программист”, ситуационный, авторитарный. 3. Лидер - “программист”, ситуационный, демократический. 4. Лидер - “программист”, универсальный, демократический. 5. Лидер - “исполнитель”, универсальный, авторитарный. 6. Лидер - “исполнитель”, ситуационный, авторитарный. 7. Лидер - “исполнитель”, универсальный, демократический. 8. Лидер - “исполнитель”, ситуационный, демократический.[8] В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство.Первое связано с установлением правил назначения руководителя иподразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникаетна основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либодополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либовступают в конфликт и тогда эффективность организации падает. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящихи оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п. В заключение можно сказать, что существуют различные основания дляклассификации и сравнения лидеров, а следовательно и различные типологиилидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругомрешаемых ими задач. Такова типология лидерства, которая, конечно, не являетсяисчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, неможет охватить всего сложного и многообразного явления лидерства.Реальность практически всегда богаче теории и порождает чаще всегокомбинированные типы лидеров и различные модификации.

Политическое лидерство.

Политическое лидерство представляет собой тип лидерства в том смысле,что оно осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем, затрагиваяпрактически все стороны общественной жизни. Деятельность различных партий,общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях -лидерах. Поэтому политические лидеры являются самыми признаваемым,универсальным, вызывающим всеобщий интерес элементом политической жизни. Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своимипотребностями и интересами, идеалом, опытом, ценностными ориентирами,эмоциями и культурой. Политика всегда связана с отношениями между людьми,выражает деятельность людей среди людей. На Западе интерес к политическомулидерству возник в середине 70-х годов, но исследования в этой областиоказались незначительными. Наиболее известными политологами, занимавшимися проблемойполитического лидерства являются Дж.Пейдж, Дж. Мак Грегор Бернс,Ж.Блондель, Р.Такер. Интеллектуальным прорывом в исследовании феномена политическоголидерства явилось опубликование в 1978 году книги Дж. Мак Грегора Бернса“Лидерство”. Она была направлена на то, чтобы проложить новую дорогу дляисследований в области, в которой к этому времени кое-что уже было запутаномножеством дефиниций, понятий здравого смысла и биографическими очеркамипри нехватке, в то же время, общей теории лидерства.[9] Что же такое политическое лидерство ? Нет общепринятого определенияэтого понятия, точно так же как не существует характеристики, котораяприменялась бы к лидерству вообще. Ж.Блондель в книге “Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющемуанализу.” определяет лидерство как “власть”, которая осуществляется “сверхувниз”. Отличие власти лидера от других форм власти Блондель видит не стольков природе отношений между лидером и остальной нацией, сколько в том, чтолидер обладающий властью и отдающий приказы, осуществляет эту власть надопределенной группой своих подчиненных. Отношения власти, осуществляемые вконтексте лидерства отличаются особым неравенством, так как лидерыспособны заставить всех членов своей группы ( всех граждан) делать то, чтов другом случае они не делали бы. Дж.Пейдж считает, что политическое лидерство - это поведение людей,находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействие с остальнымичленами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем и,возможно, будет существовать в будущем во всем мире[10] Политическое лидерство означает не только поведение людей,находящихся на вершине власти, но и тех, кто находится на среднем и болеенизком уровне. По мнению Дж.Пейджа, под политическим лидерством имеется ввиду не только лидерство отдельных личностей, но и “коллективноелидерство”, и взаимодействие лидера со своими последователями как единоеобразование. По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое вконечном счете нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальнымтолько в случае, если “указание” имеет смысл применительно к даннойситуации. Механизм же политического лидерства представляет собой системурегуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность егодействий, но и соответствие их принятой в обществе системе духовныхценностей. Говоря о политическом лидерстве как об особом и значительном типевласти, нужно сказать, что особенность эта состоит в том, что эта властьосуществляется по широкому кругу вопросов и проблем. Политические лидерыосуществляют свою власть над сферой, включающей в себя международные дела,оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан. Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходимучет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природулидерства в каждый конкретный момент времени: - личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способыего выдвижения; - характеристики последователей; - отношения между лидером и последователями; - контекст, в котором имеет место лидерство; -результат взаимодействия между лидером и его последователями вопределенных ситуациях. [11] При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первыйплан выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайнонекоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующимфактором, определяющим лидерство. В структуре политического лидерства обычно выделяют три главныхкомпонента : 1. Индивидуальные черты лидера. 2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает. 3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на неговлияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Но есливластные позиции и роли, являющиеся объективной основой политическоголидерства, относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаютсярадикальным изменениям, то личностный, персональный компонент лидерстваболее текуч и подвижен. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддаетсяоднозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогаютпсихологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснениелидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основелидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательноевлечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к творчеству,в том числе и к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно- компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различногорода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологическиепотребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерствазакладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве иавторитете родителей. Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, гдевыполняет различные функции : 1. На уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Онопредставляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в которойлидер направляет и организовывает действия группы, предъявляющей к личностилидера определенные требования. Лидерство этого уровня присуще всемобществам. 2. Лидерство на уровне политических движений в контексте притязанийна власть конкретных социальных слоев, связанных общностью политическихинтересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповымиинтересами. В этом случае лидерство выполняет не только интегративную, нои прагматическую функцию. Первые два уровня характеризуют власть в любомобществе, независимо от формы государственного устройства и являются посуществу проявлением феномена лидерства в политике как одной из сферобщественной жизни. Лидером второго уровня может быть как потенциальныйдиктатор, так и будущий реформатор демократической ориентации. 3. Лидерство политическое как способ организации власти в условияхсуществования гражданского общества, разделения властей, а такжедифференциации социальных слоев на основе экономического положения исоответствующего самосознания. Политическое лидерство служит институтом, который включает большуючасть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создаетсясоздается не только посредством правовой регламентации деятельностиполитики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политикизависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, ноон может стоить ему карьеры. В качестве специфического социального института политическоелидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций: 1. Интегративной ( интеграции интересов слоев населения в конкретнойполитической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворениеинтересов каждой группы населения). 2. Координационной ( корреляция деятельности трех властных институтов( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системойрегулятивов, с общественным мнением). 3.Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом иформирующихся в идеологии, в конкретные программы действия. С точки зрения содержания принято выделять следующие функции: 1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать всебе и представлять во взаимоотношениях с другими государстваминациональное единство, подавать пример служения народу, отечеству. 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. 3. Социальный арбитраж и патронаж, поддержание порядка и законности спомощью контроля, поощрения и наказания. 4. Коммуникация власти и масс, упрочение эмоциональной связи и темсамым предотвращение отчуждения граждан от власти. 5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальнойэнергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призванохранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества. Политическое лидерство как сложное социальное явление неоднородно потипологии. Типы политического лидерства строятся по следующим признакам : 1. Четкость политической цели, провозглашаемая в программныхзаявлениях лидера, ясность для населения проводимых мер по ее реализации. 2. Наличие собственных подходов к решению политических проблем,самобытность лидера. 3. Особенности взаимоотношений лидера и его соратников, методыруководства, используемые лидером. Предлагается следующая типология политических лидеров: 1. Автократический тип, предполагающий неограниченную личную власть,жесткое давление на общественные структуры, насилие как атрибутавторитарного стиля. В тоталитарной общественой системе к такому типу можноотнести лидеров известных тоталитарных режимов ( сталинизм, фашизм). 2. Либеральный стиль, предполагающий гибкое политическое реагированиена происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережениемсобытий, политическое прогнозирование. Нередко этот стиль политическоголидера приводит к отчуждению масс от реального политического творчества, квидимости демократических реформ и политических свобод. 3. Демократический стиль не был характерен для российскойполитической истории как политическая традиция. Данный стиль в чистом видене представлен ни в одной стране. Демократический стиль основан навсемерном привлечении широких слоев населения к управленческой политическойдеятельности в элементарных повседневных формах, к высшему типуполитической деятельности - политическому творчеству. Данный стиль создаетпредпосылки для становления самоорганизации и саморегулирования общества иего структур. Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, наосновании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод: - В современной науке существует множество определений политическоголидерства, политическое лидерство представляет собой особый тип лидерства,более заметный и значимый, чем другие формы лидерства. Круг задач ифункций, выполняемых политическими лидерами достаточно широк. Главной жеособенностью политического лидерства является его масштабность и значимостьдля общества.

Руководство и лидерство

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна прианализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Подлидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в видухарактеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения. Понятие же руководства относится к организации деятельности группы кпроцессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиямиотражены в работе Б.Д.Парыгина:[12] 1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностныхотношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организациюофициальных отношений группы как социальной организации 2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( ею иявляется малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оносвязано системой общественных отношений. 3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальнойсоциальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этотпроцесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемымпод контролем различных элементов социальной структуры. 4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большойстепени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель -явление более стабильное. 5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздоболее определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера. 6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредованмножеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает болеенепосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. 7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где онявляется лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как онпредставляет малую группу в более широкой социальной системе. В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее: 1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членовсоциальной группы. 2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе. 3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординацияотношений. В первом случае отношения четко определены и закрепленыдолжностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены. Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководствочасто становится лидерством. Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращаетсослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.[13] В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели ибрать на себя ответственность - дело политиков, а не государственныхслужащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность вусловиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализациейответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключаетсяв том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Такчто если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает сролью и целями политика. Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие налидерство : - компетентность : административный персонал должен быть восприимчивк проблемам, решения которых ждут от него лидеры; - организация управления: разумная организация горизонтальных связей,столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромиссмежду конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органыдействуют эффективнее, чем другие; - тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством иправительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобына них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требованияпредъявляются государственным служащим: если они завышены, то этодеморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика икарьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”,возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различнымисредствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование,если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей. - бюрократия должна быть связана с населением, таким образомтрудности в реализации задач сводятся к минимуму. Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том,что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющеевоздействие. Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, чторуководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, вкакой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны бытьосведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа. Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальнойнеразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются этивзаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами икомитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства.Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знатьструктуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стильруководства, если структура не допускает соучастия и неформальногоруководства. Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американскихисследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как“основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистеми определяет их взаимосвязь с окружающей средой”[14] Определяя задачируководителя, они утверждают, что руководитель должен превратитьнеорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие.Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненныересурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели.Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системыруководитель обеспечивает производство продукции, координирует иинтегрирует деятельность других сотрудников. Функции руководства эти авторы определяют следующим образом : 1. Планирование - включает в себя выбор целей организации, а такжеопределение политики, программ, образа действий и методов их достижения,обеспечивает основу для принятия интегрированных решений. 2. Организация - направлена на объединение людей и материальных,финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместнаядеятельность производственного персонала обеспечивала решение задач,стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видовадминистративной деятельности, которые необходимы для достижения целейпредприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям,предоставление прав и установление ответственности за их исполнение. 3. Управление - обеспечивает работу различных подсистем всоответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем споследующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации. 4. Связь - передача информации между центрами различных подсистем иорганизаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информациейс внешним миром. Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Такимобразом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырехфункций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы. Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, чтофункции руководства следует рассматривать через управленческие процессы -планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и,соответственно, выделяются следующие функции руководителя: - администраторская ( прежде всего этап контроля); - стратегическая ( планирование и прогноз возможных событий в сфередеятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом); - экспертно - консультативная; - представительская; - воспитательная; - коммуникативно - регулирующая; - инновационная; - дисциплинарная. Важную роль в процессе руководства играют планирование ипрогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленнаяна предопределение планов на последний период времени, пробуждение квыполнению различных видов деятельности и определение необходимых дляэтого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобыоценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата. Большую роль в планировании и прогнозировании играет политикаорганизации. Политика организации - это деятельность руководителя поэффективному использованию инструкций и предписаний, направленная наэкономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так,чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение приниматьрешения и способность творчески решать проблемы - важнейшиепрофессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективностьлюбой управленческой деятельности. В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимытакже знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждыйруководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы снаименьшими затратами добиться желаемого результата. Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужноиметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора,коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всехаспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная снайма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективнойкоммуникации является решающей. Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации какруководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокоймотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственныхзабот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, темлучше качество его работы. Выделяют следующие принципы мотивации: -участия; - коммуникации; - признания; - делегирования; - взаимности; - вертикальной нагрузки. В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение,поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу. Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапомуправленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельностьруководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов. Г.Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученныхрезультатов с нормативами[15] Существуют следующие требования к контролю: - постоянность; - оперативность; - объективность; - открытость; - экономичность. Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными.Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроляподчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности. Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса исвоими результатами способен побуждать руководителя вносить в негонеобходимые коррективы. При этом контроль обеспечивает функционирование в организациибесперебойной обратной связи ( метод делегирования полномочий) - одного изважнейших условий эффективного руководства. Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методомделегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работуруками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы. Применение делегирования полномочий требует от руководителяопределенной готовности: - передавать право принятия решения другим; - учитывать мнение других; - мириться с ошибками других; - доверять подчиненным; - найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных. Делегирование ( в пределах контроля) это не способ уйти отответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющаяповысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, ноне снимает с него обязанности принимать окончательное решение, тойобязанности, которая и делает его руководителем. В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в рукахруководителя является информация, находящаяся в его распоряжении.Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует,руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способностипередавать информацию наиболее эффективным способом. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческоеруководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие изразличных элементов. Основными их составляющими являются природа,коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степенизависит эффективная работа организации. Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошопредставлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочияи качество информации.Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целейорганизации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил наколлективные усилия его подчиненных. Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, какможно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владетьлидерством в зависимости от требований и целей организации. Заключение На основании вышеизложенного материала можно сделать следующиевыводы: 1. До настоящего времени не существует универсального определениялидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства. 2. Среди различных аспектов лидерства выделяется политическоелидерство, как занимающее особое положение. Его главная особенностьзаключается в масштабности и значимости для общества. 3. Руководство - основная сила в организациях, координирующаядеятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой.Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед нейцелей. Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть иорганизация; Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством; При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошовидны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этимипонятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально -психологических теорий”. В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзявместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий,существует множество аспектов данной проблемы. В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешногоосуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных,проявляя себя как лидера в организации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Блондель Ж Политическое лидерство. - М., 19922. Вебер М Харизматическое господство/ Социологические исследования,1988, № 53. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.,19944. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 19715.Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 19946. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 19937. Кунц Г., О Доннел С Управление : системный и ситуационный анализуправленческих функций. Т.2. - М., 19828. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственныхучреждениях. - М., 19939. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 199810. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 197111. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 199412. Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 199213. Штукина Т.А. К новому измерению политического лидерства. - Кентавр,1994 -----------------------[1] Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994[2] М.Вебер. Харизматическое господство/Социологические исследования, 1988,№ 5[3] Ж.Блондель. Политическое лидерство. - М., 1992[4] Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994[5] Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992[6] Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994[7] Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993[8] Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971[9] Штукина Т.А. К новому измерению феномена политического лидерства. -Кентавр 1994, № 6[10]Ж.Блондель. Политическое лидерство.- М., 1992[11] Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. - М.,1994[12] Парыгин Б.Д. Основы социально психологических теорий. - М., 1971[13] Лоутон А.,Роуз Э. Организация и управление в государственныхучреждениях. - М., 1993[14] Джонсон Р.,Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971[15] Кунц Г., О Доннел С., Управление: системный и ситуационный анализуправленческих функций. Т.2. - М.,1982
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2017 рефераты по менеджменту