рефераты по менеджменту

Франчайзинг (коммерческая концессия)

Страница
3

1) правообладателю право определять цену, по которой пользователь реализует товары, работы или услуги, либо устанавливать верхний или нижний предел цены;

2) пользователю право реализовывать товары (работы, услуги) исключительно лицам определенной категории (например, только членам профсоюза) либо исключительно лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определенной территории.

Применительно к первому виду ничтожных ограничительных условий следует отметить, что возможность согласования цены между сторонами договора полностью не исключается. Однако если пользователь не последует ценовым рекомендациям правообладателя, тот будет не вправе ссылаться на нарушение пользователем условий договора.

Запрет делить покупателей (заказчиков) на категории связан не только с тем, что в большинстве случаев подобное условие договора будет несовместимо с основами правопорядка, но и с тем, что прикрепление различных категорий покупателей (заказчиков) к определенным пользователям имеет для конкуренции на соответствующем рынке те же последствия, что и жесткий территориальный раздел рынка. С другой стороны, этот запрет не должен применяться, если деятельность самого правообладателя изначально носит специализированный социальный характер (например, магазин, обслуживающий ветеранов войны и труда).

Если для деятельности пользователя договором очерчена определенная территория, за пределы которой он не имеет права выходить, это означает, что пользователь не должен сознательно искать деловых контактов или сбыта продукции вне своей территории. Однако если к нему обратится лицо, проживающее или имеющее место нахождения за пределами его территории, он не вправе отказать такому лицу в заключении договора. Этот достаточно очевидный и общепринятый в антимонопольном законодательстве подход выражен в норме о ничтожности условия о праве пользователя реализовывать товары (работы, услуги) "исключительно" лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определенной территории.Всем знакомо выражение ""все можно купить, кроме доброго имени". Франчайзинг доброе имя купить позволяет"1. Но продавая свою непорочную репутацию, франшизодатель хочет быть уверен, что ее не запятнают.

Главная особенность франчайзинга состоит в том, что правообладатель как бы делится с пользователем частицей своей личности, давая ему возможность использовать свои, то есть индивидуализирующие правообладателя, признаки. Поэтому вполне логично, что ГК в статье 1034 предусматривает хотя бы для некоторых случаев ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю третьими лицами. Имеются в виду требования, связанные с качеством товаров (продукции, работ, услуг). По общему правилу, правообладатель несет по таким требованиям субсидиарную ответственность. Однако в случае производственного франчайзинга (см. о нем выше) правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

Отличие договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров.

Франчайзинг основан на том, что один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу - хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса. Именно эти три элемента обычно признаются необходимыми для данного типа предпринимательских отношений как национальными и международными правовыми актами по вопросам франчайзинга, так и документами различных франчайзинговых организаций. Соединение указанных элементов в одном правоотношении позволяет отличать коммерческую концессию от других предпринимательских договоров.

Договор коммерческой концессии представляет собой комплексный институт. Поскольку он предполагает предоставление права пользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав, он тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности, в первую очередь с нормами, определяющими правовой режим различных объектов исключительных прав и регламентирующими лицензионные отношения. С другой стороны, для коммерческой концессии свойственно сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многом совпадают. Поэтому франчайзинг в каком-то смысле можно считать разновидностью совместной деятельности. Однако было бы неправильно рассматривать его в контексте договора о совместной деятельности, также нашедшего свое место в ГК (гл. 55). Помимо других очевидных различий между этими договорами, следует отметить, что характер сотрудничества сторон и его значение в этих договорах далеко не совпадают. Если в договоре о совместной деятельности такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в зависимых, чем в партнерских отношениях с правообладателем.

Договор коммерческой концессии отличатся от договоров комиссии и агентских договоров, хотя эти договоры в деловой практике нередко обслуживают сходные потребности (например, сбыт продукции), их юридическое содержание различно. Комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента (принципала), оказывая последнему определенные услуги, за что получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенные комиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствия для комитента или принципала. Иначе строятся отношения сторон по договору коммерческой концессии. Здесь пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу - хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение. Таким образом, если дистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платит производителю за возможность работать под его фирмой.

Форма и регистрация договора коммерческой концессии.

Договор необходимо заключать в письменной форме. Кроме того, обязательна регистрация договора коммерческой концессии. Место и порядок регистрации зависят от нескольких условий.

"Регистрация концессионного договора входит по общему правилу в обязанности правообладателя, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон".

Если объекты исключительных прав, являющиеся предметом договора, охраняются в соответствии с патентным законодательством (например, изобретение), то в этом случае договор подлежит последовательной регистрации:

- в органе, осуществившем регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя и определяемом согласно пункту 2 статьи 1028 ГК РФ (регистрационные органы, действующие в соответствии со статьей 51 ГК РФ и указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации");

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту