рефераты по менеджменту

Этапы формирования и развития менеджмента

Страница
2

ву. Мне это не удалось". Его слова, как мне ка-

жется, очень точно отражают ситуацию в экономике

всего мира.

Что же является наиболее характерным для управ-

ленческой мысли - и в теоретическом, и в практи-

ческом плане - сегодня, в 90-е годы? Как представ-

ляется, наиболее заметны две новые тенденции.

Во-первых, это интернационализация менеджмента,

коллективное осмысление новых реальностей, порож-

даемых углублением международного разделения тру-

да, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в

мировой экономике, развитием транснациональных

корпораций, созданием международных систем инфор-

мации, других структур интегрирующего свойства.

Посредством издания огромного количества работ по

управлению, распространения программ обучения ме-

неджменту, доступных миллионам людей, обобщения

управленческкого опыта разных стран через обследо-

вания, разработку "ситуаций", широких международ-

ных контактов ученых-практиков управленческая муд-

рость все более становится достоянием всех, кто в

ней нуждается.

Во-вторых, особенность последних лет - все

больше обращения к здравому смыслу, простым исти-

нам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны

для понимания и использования теми, кто несет не-

легкое бремя управления или кто встает на этот

путь. Менеджмент как наука во всем его многообра-

зии развивается своим путем и имеет огромные

перспективы. Однако в настоящее время даже широкая

публика проявляет живой интерес к управленческим

идеям и к рецептам эффективного управления. Это

происходит, разумеется, не без влияния живо и ин-

тересно написанных на эту тему книг таких авторов

как Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен, мемуа-

ров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта

"Крайслер", А.Мориты - президента и одного из

основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда

других. Появился даже термин "управление по

бестселлерам", по аналогии с "управлением по це-

лям", "управлением по отклонениям".

Не следует забывать, что в настоящее время не

только качества менеджеров и способы их обретения,

но и сама роль менеджера как профессионально под-

готовленного руководителя, являются предметом

серьезных дискуссий. Родоначальниками концепции

менеджмента как специализированного вида деятель-

ности являются американцы. Именно они создали об-

раз менеджера как профессионала, обладающего спе-

циальным образованием (зачастую в дополнение к ин-

женерному, юридическому, экономическому и т.п.),

вложили огромные деньги в создание инфраструктуры

для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков

тысяч консультативных фирм, разветвляненых инфор-

мационных сетей общего пользования, разнообразней-

ших научных исследований и публикаций в области

упрвления, диверсифицированных деловых услуг.

Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усом-

нились в правильности своего пути, начали обвинять

школы бизнеса в неправильной ориентации менедже-

ров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "на-

укой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая

учащаяся и способная к обучению нация - так и не

пришла к идее формирования профессиональных управ-

ляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а

руководителей они готовят прежде всего посредством

опыта, целенаправленно проводя их через цепочку

смен должностей в разных подразделениях фирмы,

обучая не только делу, но и искусству человеческих

отношений, постепенно культивируя в них качества,

необходимые руководителю.

Европейцы занимают промежуточную позицию между

этими двумя управленческими культурами. С одной

стороны, они имеют школы бизнеса и центры повыше-

ния квалификации по управлению, как американцы,

хотя и не в таком количестве, с другой - управле-

ние как вид деятельности до сих пор в перечне

карьерных предпочтений находится не на очень высо-

ком месте и, например, в Англии не входит даже в

первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое,

и хорошие "школы бизнеса", фирмы консультационных

и других деловых услуг во всех странах не только

не разоряются, но и процветают даже в условиях

спадов производства. Просто необходимо управлять

эффективно, тем более, необходимо учить этому, ов-

ладевать знаниями, развивать в себе навыки эффек-

тивного управления, избегая ошибок, находя наилуч-

шие пути к успеху.

Однако, Европейские менеджеры переживают ныне

времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это

влияет на все стороны жизни организаций, вызывая

реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуве-

ренности и отчаянию.

За последние двадцать лет в структуре и дея-

тельности как частных, так и государственных ком-

паний произошли значительные изменения. Возможно,

наиболее существенное из них - рост международной

конкуренции, ведущей к тому, что выживают только

наиболее эффективные фирмы.

В Европе менеджеры обязаны справляться с уни-

кальными проблемами. К примеру, экономические и

политические надстройки Европейского экономическо-

го сообщества вызывают к жизни особые законы, ко-

торые создают одни возможности, сдерживают другие

и содержат свои собственные ограничения и загадки.

На решения менеджеров постоянно влияют истори-

ческие традиции и примеры.

Часто слышатся мрачные предсказания о будущем

уровне жизни и перспективах деловой активности в

Европе. Многие наблюдатели высказывают мнение, что

деловой мир проходит через этап, который можно

охарактеризовать падением прибыли, недостатком

энергии, безудержной инфляцией, безработицей, об-

щественными беспорядками и повышенной политической

нестабильностью. Однако предсказатели судного дня

упускают одну важнейшую характеристику человека:

способность к инновациям и преодолению трудностей.

Пессимистические точки зрения зачастую очень наив-

ны, а могут и сами приближать негативные ситуации,

которые они предсказывают. Растущая изменчивость и

враждебность жесткой внешней среды означает, что

все организации в мире предъявляют все более высо-

кие требования к своим руководителям. Так, в част-

ности, они должны стать более умелыми в обращении

с непредсказуемым будущим. Как говорится: "Неиз-

менно только постоянство изменений". Менеджеры

должны развить в себе установки, способности и

умения, которые позволят им четко и эффективно

осуществлять управление в наступающие годы.

Развитие менеджмента в нашей стране

В этой связи, нельзя пройти мимо антибюрократи-

ческой кампании, которая развернулась в нашей

стране в последние годы в условиях перестройки.

По-видимому, как и во многом другом, мы зачастую,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту