рефераты по менеджменту

Управленческие риски при РУР

Страница
2

Рис. 1. Характер зависимости риска от уровня неопределенностей

(Н — низкий уровень, Ср — средний, В — высокий, Св — сверхвысокий)

Для каждого уровня неопределенностей характер изменения риска свой (рис. 1).

При низком уровне неопределенностей риск растет незначи­тельно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уров­ни неопределенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надежды на положительные результаты.

В деятельности персонала организации риск в той или иной степени проявляется и учитывается. Это один из обяза­тельных элементов деятельности менеджера или специалиста при разработке, выборе и реализации управленческого реше­ния. Предметом риска может быть производственный процесс, структура и методология управления, ход выполнения дого­ворных обязательств, имущественный комплекс организации, персонал, финансово-хозяйственная деятельность. Риск может привести как к потерям и новым опасностям, так и к приобре­тениям и удачам.

Уменьшение отрицательных рисков организационными спосо­бами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике органи­зации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка -> выбор -> организация -> исполнение ре­шения. Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность “risk-adviser* (советник по нестандартным си­туациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию риско­вого (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров (“risk-taker”) для создания прорывов в той или иной сфере деятельности. Управление риска­ми — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятель­ности организации при принятии ошибочных по разным при­чинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:

• уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;

• принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);

• распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;

• создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;

• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;

• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, соз­дание системы пожаротушения, неприкосновенного запа­са сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д. В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наи­большее распространение получает страхование рисков организации.

Уменьшение отрицательной составляющей риска и закреп­ление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распо­рядительных, социально-психологических и идеологических. Экономические методы основаны на использовании совокуп­ности экономических стимулов, предусматривающих матери­альную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполне­ния решения.

Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:

• регламентов в структуре и деятельности организации;

• регламентов в работе с партнерами и внешними усло­виями;

• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности. Социально-психологические методы предусматривают:

• развитие благоприятной среды коммуникаций;

• побуждение к благородным мыслям и поступкам;

• повышение эффективности в деятельности коллектива и

личности. Идеологические методы основаны на:

• формировании и поддержке современных общечеловече­ских моральных норм и ценностей;

• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.

Составляющие управленческих рисков. Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управ­ленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть

либо при реализации решений, либо спустя некоторое время. Управленческие риски включают в себя организационные, ком­мерческие (экономические), технологические, социальные и пра­вовые риски:

организационные риски связаны с решениями по выбору фор­мы и места расположения организации при ее регистрации, по­строению структуры организации, распределению прав, обязан­ностей и ответственности среди персонала;

экономические риски связаны с выбором методик расчета и обоснования бизнес-плана и отчетности;

технологические риски связаны с выбором и реализацией тех­нологий управления (управление по целям, по результатам, пу­тем постоянных проверок и указаний, в исключительных случа­ях и др.), а также организационно-информационной техники;

социальные риски связаны с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном и коллективном подходе;

правовые риски связаны с выбором и реализацией базовых для фирмы законодательных актов и положений, форм контрак­тов и сотрудничества, зарубежных партнеров.

Управленческие риски приводят к оперативным и стратеги­ческим приобретениям или потерям в деятельности организа­ции. Позитивное действие управленческих рисков всеми работ­никами воспринимается как само собой разумеющееся, а нега­тивное вызывает раздражение у руководителей и желание не допустить эти риски в дальнейшем.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту