рефераты по менеджменту

Структура российской рабочей силы: особенности и динамика

Страница
10

* Оценки получены на основе классификации, состоящей из 7 образовательных, 9 профессиональных и 20 отраслевых групп.

Конечно, отсутствие зависимости образовательной динамики от межотраслевых и межпрофессиональных сдвигов не следует интерпретировать как однозначное свидетельство того, что наплыв обученной рабочей силы опережал потребности экономики. Прежде всего само отождествление межотраслевой/межпрофессиональной компоненты с действием факторов спроса, а внутриотраслевой/внутрипрофессиональной компоненты с действием факторов предложения является достаточно условным. Технология и организация производства в рамках одних и тех же отраслей, одних и тех же профессий не остаются неизменными. Усложнение процесса труда может резко повышать как внутриотраслевые, так и внутрипрофессиональные требования к уровню формальной подготовки работников. Для работы на новом, технически более совершенном оборудовании, для освоения новых, более современных технологий может требоваться более образованная и квалифицированная рабочая сила в пределах каждой отдельной отрасли, каждой отдельной профессиональной группы.

И все же мы не склонны недооценивать значимости полученных результатов. Они свидетельствуют о почти полной утрате связей между сдвигами в образовательной структуре занятости и сдвигами в ее отраслевой и профессиональной структуре на более позднем этапе переходного процесса. Начиная со второй половины 1990-х годов рост образования российской рабочей силы направлялся факторами, действие которых распространялось на все отрасли и профессии, но которые имели при этом достаточно отдаленное отношение к процессам реструктуризации экономики [1].

Социология труда

Переход к рыночным отношениям (в новых российских условиях) принципиально изменил отношение не только к труду как таковому, но и к научному труду, в частности. Десятилетиями формировавшееся в Советском Союзе социа­листическое отношение к труду поразительно быстро исчеза­ло, уступая место фантастически трансформированным «про­тестантским ценностям капитализма». В этих условиях требовалось создать некую новую доктрину труда, отражаю­щую его новое видение, соответствующее новым изменяю­щимся социальным и экономическим условиям. И препода­вать' социологию труда нужно было по-новому. Но в конце 1990-х годов прочитать об этом было негде. у Так или иначе курс был подготовлен. При этом имевшу­юся литературу и излагавшиеся в ней подходы к трактовке труда и трудовых отношений приходилось заново переосмыс­ливать, вносить современное понимание, и очень хотелось, чтобы, наконец, появилась литература, представляющая труд в контексте происходящих изменений. ''И вот летом 2006 г. Ж. Т. Тощенко предложил для публи­кации в журнале «Мир России» статью «Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения)», а затем и саму рецензируемую монографию. Во введении к ней автор писал: «Социология труда как специальная социологическая теория нуждается в том, чтобы в ее осмыслении, во-первых, был повышен уровень теоретического обобщения, чтобы она не выглядела как набор актуальных, важных, но не упорядоченных логикой социальных проблем; во-вторых, произведен критический отбор того лучшего, что накоплено в отечественной (и в связи с ней мировой) практике решения социальных задач производства, касающихся всего спектра трудовой деятельности людей.

Социально-трудовые отношения в современной России претерпевают кардинальные изменения. Социальная практи­ка показывает жизненность и востребованность идей, к которым шла социология в течение всего XX в. Причем отечественный опыт оказался неотделим от мировой практики, от тех попыток и находок, которые были апроби­рованы во многих индустриально развитых странах.

В статье делается попытка осмыслить российские реалии, сопоставить их с опытом других стран с принципиально новых позиций: как наука и производство взаимно обогащали друг друга, и как именно это взаимодействие способствовало успеху в решении социально-экономических проблем»[1].

Социология труда - дисциплина очень непростая, как не просто и само понятие труда. При всей очевидности того, насколько труд значим и важен в жизни общества, челове­чество никогда не рассматривало труд как нечто увлека­тельное и интересное. Осознавая всю важность труда, человек инстинк­тивно противится труду как чему-то крайне тяжелому и нежелательному.

Автор использовал оригинальный подход - социология труда в монографии рассматривается сквозь призму челове­ческих резервов. Автор не ограничивается рассмотрением возможных резер­вов труда, а анализирует их в контексте тех объективных потребностей, которые возникали в процессе развития и функционирования производства. Новизна подхода состоит и в том, что проблемы труда он рассматривает в неразрывном единстве науки и практики, поскольку именно в сфере труда это единство представляется наиболее тесным. Так была определена структура работы, поскольку, по мысли автора, содержание труда раскрывается не в одной главе или параграфе, а в связи с анализом и экономического, и технологического, и социально-психологического, и творчес­кого человека. Причем на каждом новом этапе (каждой новой грани человеческих возможностей) содержание труда имеет свою специфику, свой аспект толкования и примене­ния.

Во второй половине XX в. понятие труда чрезвычайно обогащается. В наибольшей степени это связано с переходом к ин­формационному постиндустриальному обществу. Причем для российского общества этот переход усложняется еще и тем, что вступление в эпоху информатизации труда, усложнения его содержания совпало по времени с переходом к рыноч­ным экономическим отношениям, что также вносит суще­ственные коррективы и в общественное мировосприятие в целом, и, в частности, трансформирует сложившийся поня­тийный аппарат.

За не такой уж долгий век своего существования социо­логия труда пережила множество перемен, было сделано много открытий, каждый раз как бы заново менявших содержание этой научной дисциплины. Причина - именно в тесной связи науки и меняющихся практических потребнос­тей. Отношение к труду во второй половине XIX - XX вв. пережило массу самых неожиданных, но оправданных тре­бованиями времени превращений, что не могло не отра­зиться на формирующейся области социологии. Ж. Т. Тощен­ко тщательно рассматривает все этапы эволюции социологии труда, сопоставляет западные и отечественные подходы, концепции, новации. В монографии история социологии тру­да излагается очень живо и увлекательно и сопоставима с историей техники и научных открытий.

Новое прочтение социологии труда трактуется автором в том смысле, что «социальные проблемы труда анализируют­ся не только в ракурсе, который видится исследователю при изучении современных реалий, а в единственном генезисе идей, их изменения, использования и применения». Автор книги пишет, что в этом жизненном (научном и практическом) процессе постоянно переплетались и взаимо­действовали две линии. С одной стороны, в процессе непре­рывного совершенствования техники, технологии и организа­ции производства возникали не только собственные проблемы, но и необходимость учесть возможности их социального решения, оценить их социальное звучание, предвидеть соци­альные последствия их реализации. С другой стороны, раз­витие самого человека как работника сопровождалось реше­нием не только утилитарных задач - как лучше организовать трудовой процесс, но и постоянным раскрытием и использо­ванием его возможностей, его сущностных сил в других сферах повседневной жизни.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту