рефераты по менеджменту

Структура российской рабочей силы: особенности и динамика

Страница
9

2. Анализ воздействий, обусловленных перестройкой профессиональной структуры занятости, приводит к сходным результатам (табл. 11). В 1992—1996 годах их относительная значимость была примерно такой же, как и воздействий, связанных с перестройкой отраслевой структуры занятости, — 18,5%. Для периода 1997—2005 годов аналогичный показатель оказывается еще скромнее — 13,4%. Это означает, что изменения в распределении работников по уровню образования происходили не столько за счет изменений в их распределении по профессиям, сколько за счет перекомпоновки их образовательного состава внутри отдельных профессиональных групп.

Таблица 11. Вклад межпрофессиональных и внутрипрофессиональных факторов в изменение образовательной структуры занятости, 1992—2005 годы

 

Группы работников в зависимости от уровня полученного образования

Высшее профес-сиональное

Неполное высшее профес-сиональное

Среднее профес-сиональное

Начальное профес-сиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Всего

Подпериод 1992-2004 годов*

Прирост доли отдельных групп в общей численности занятых, п.п.

2,65

-0,04

1,71

0,35

-3,06

-1,61

4,71

из него:

вклад межотраслевых факторов, %

20,0

33,7

17,9

38,0

13,6

13,3

18,5

вклад внутриотраслевых факторов, %

80,0

66,3

82,1

62,0

86,4

86,7

81,5

Подпериод 1997—2005 годов**

Прирост доли отдельных групп в общей численности занятых, п.п.

4,56

0,05

-7,10

12,31

-4,24

-3,94

-1,64

16,92

из него:

вклад межотраслевых факторов, %

46,7

68,1

4,9

3,3

23,1

13,5

14,4

13,4

вклад внутриотраслевых факторов, %

53,3

31,9

95,1

96,7

76,9

86,5

85,6

86,6

* Оценки получены на основе классификации, состоящей из 6 образовательных и 50 профессиональных групп.

** Оценки получены на основе классификации, состоящей из 7 образовательных и 9 профессиональных групп.

Особый случай представляют обладатели вузовских дипломов. В начальные годы реформ их ускоренный приток на рынок труда был практически никак не связан с той ломкой, которой подвергалась в то время профессиональная структура занятости. Но в более поздние годы он стал определяться ею почти наполовину. Однако и тогда «неавтономная» составляющая этого притока (обусловленная межпрофессиональными сдвигами) все равно оставалась меньше, чем «автономная» (не обусловленная ими): 47% против 53%. Другими словами, рост относительной численности работников с высшим образованием в большей мере происходил за счет увеличения их представительства внутри отдельных профессиональных групп, чем за счет вытеснения менее «интеллектуальных» видов профессиональной деятельности более «интеллектуальными».

3. Наконец, в таблице 12 приведены результаты третьего, более сложного варианта расчета. К сожалению, он возможен только для подпериода 1997-2004 годов. Полученные нами оценки свидетельствуют о почти полной независимости изменений в распределении работников по уровню образования от изменений в их распределении как по отраслям, так и по профессиям: суммарный вклад всех «неавтономных» факторов едва превышает 10%. С известным преувеличением можно утверждать, что примерное середины 1990-х годов накопление человеческого капитала в российской экономике стало протекать преимущественно в «автономном» режиме, слабо связанном с перестройкой ее отраслевой или профессиональной структуры.

Таблица 12. Вклад «автономных» и «неавтономных» факторов в изменение образовательной структуры занятости, 1997—2004 годы*

 

Группы работников в зависимости от уровня полученного образования

Высшее профес-сиональное

Неполное высшее профес-сиональное

Среднее профес-сиональное

Начальное профес-сиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Всего

Прирост доли отдельных групп в общей численности занятых

3,44

0,10

-6,60

11,57

-3,36

-3,47

-1,61

15,11

из него

вклад межотраслевых факторов, %

0,4

28,7

1,3

0,1

1,9

2,6

1,6

1,2

вклад внутриотраслевых факторов, %

45,1

12,4

6,1

2,4

18,7

5,4

1,7

10,1

вклад «автономных» факторов, %

54,5

58,9

92,5

97,5

79,4

92,1

96,7

88,7

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту