рефераты по менеджменту

Социально-экономические аспекты политики Генри Форда в корпорации "Ford Motor Company" в 1914-45 гг.

Страница
5

Сама процедура и характер собираемых социологическим отделом данных о рабочем носила явно революционный характер. Еще никто и никогда так серьезно не задавался вопросом положения рабочего и не пытался без явных требований персонала улучшить его положение. Промышленники балансировали на той грани, которая позволяет выплачивать наименьшую зарплату при наибольшей прибыли. Такой стиль ведения хозяйства и эксплуататорского отношения к предприятию и рабочему Генри Форд считал не просто неприемлемым, а невозможным, так как рано или поздно это приводит к неизбежному краху любого предприятия. [20]

Гуманизация методов управления в 1916 г.

В 1916 г. социальная политика Форда несколько меняет свою направленность. Социологический отдел был переименован в образовательно-воспитательный (Educational Department), а инспекторов (investigators) стали называть советниками, консультантами (advisors). Новым руководителем был назначен бывший настоятель епископального собора Св. Павла в Детройте преподобный Сэмюел С. Маркуис. Он был духовным наставником жены Форда Клары и имел авторитет у самого Генри. Был взят курс на гуманизацию методов управления рабочими при максимальном приобщении их к американской культуре, повышению их образовательного, социального, интеллектуального уровня.

Эти цели стояли перед претворяемой в жизнь программой и ранее, в самом начале, но прежде приоритетное значение имело все же повышение заработной платы. Теперь модель американизации, разработанная Фордом, получила приоритет и начала действовать более эффективно.

После повышения платы в 1914 году положение рабочих-иммигрантов улучшилось ненамного, по сравнению с американцами. Приезжие продолжали группироваться в иммигрантских кварталах, где процветала антисанитария, перенаселение помещений, в которых спали по очереди на единственной постели и т.п. В Детройте существовали такие районы, как «Малая Италия», «Малая Польша», «Чайнатаун» и др.

Причины хронической бедности крылись не столько в нехватке денег, хотя часть заработанного действительно отправлялось на родину, сколько в неумении ими распоряжаться. Социальные исследования компании показали, что при разумной экономии было вполне возможно не только сводить концы с концами, но и делать сбережения даже при низких доходах. Однако, проживая в национальных кварталах за культурным и языковым барьером, не имея стремления ассимилироваться в окружающую культуру и подняться на новый социальный уровень, иммигранты лишали себя многих возможностей.

Форд видел в крупном предприятии не только производящую, но и культурную силу, и, используя ее, хотел для блага рабочих же поднять их культурный уровень. Форд поставил социальную политику в один ряд с важнейшими функциями бизнеса.

Одно из основных направлений новой гуманной социальной политики Форда ─ изучение иммигрантами английского языка. Знание языка при поступлении на работу не требовалось, однако с рабочего брали честное слово, что он обязательно приступит к его изучению, иначе не получит надбавку. Еще в мае 1914 г. была открыта вечерняя школа изучения английского языка при компании для иммигрантов. Активные рабочие Форда преподавали там совершенно бесплатно. К 1917 г. школу закончили 14 000 человек, процент не говорящих по-английски служащих упал с 35.5% в 1914 г. до 11.7% в 1917 г. В этом заведении не просто обучали навыкам владения языка. Существовали также занятия по этикету, гигиеническому воспитанию, всяческие дискуссионные собрания для учащихся. [21]

После принятия нового курса социальной программы, контроль за рабочими-иммигрантами усилился. Посещение вечерней школы стало обязательным для всех служащих не говорящих по-английски.

В отличие от других социальных инициатив Форда, его опыт «американизации» рабочих был подхвачен общественным движением за социально-культурную ассимиляцию иммигрантов в Детройте, затем и во всех США. Подобные движения делали огромные успехи в формировании представления об американском рабочем и связанной с ним американской деловой этике.

Особое значение Генри Форд придавал практическому обучению. В 1916 г. при компании открылась промышленная школа для обучения подростков 12-18 лет рабочим специальностям. Основная задача ─помощь способным детям, оставивших школу ради заработка. Помимо общеобразовательных дисциплин, которым уделялось 30% всего учебного времени, учащиеся принимали участие в производстве, приобщаясь к рабочему этикету и приобретая практические навыки. Кроме того, ученики получали годовую стипендию 400 дол. или больше, при хорошей успеваемости. Плюс ко всему, закончившие обучение получали гарантированное место в «Ford Motor Company». [22]

Одним из положений укрепления социальной защищенности трудящихся после 1916 г. стало повышение качества медицинского обслуживания работников компании. Еще в 1914 г. Генри Форд вошел в число учредителей общественной больницы, но неумелая администрация стройки погрязла в долгах еще до окончания строительства. От Форда потребовали новых финансовых вливаний, но тот отказался, предложив передать больницу в собственность «Ford Motor Company» с возвратом всех средств учредителям. Таким образом, получив в свое распоряжение медицинскую клинику, Форд намеревался предложить революционнобразом, получив в свое распоряжение медицинскую клинику Форд намеревался предложить новую системуость компании с возврато новую систему медицинского обслуживания рабочих, имеющих средний достаток ─«больницы для богатых имеются в избытке, для бедных ─тоже. Но нет для тех, которые могли бы кое-что платить и даже хотели бы платить, чтобы не чувствовать, что они принимают милостыню».

Клиника полностью перешла под крыло компании лишь в конце 1919 г., так как с 1918 года учреждение находилось в ведении правительства ─ в связи с войной в клинике располагали раненых. К 1925 г. больница заработала в полную мощь и могла обслуживать одновременно до 600 пациентов, каждый из которых имел отдельную палату с санузлом. Все палаты клиники были совершенно одинаковы ─ это олицетворяло равноправие всех больных.

Основным принципом работы больницы Форд назвал самоокупаемость, но без прибыли. [23] Все больные, вне зависимости от заболевания платили за стационар, лечение и уход 4,5 дол. в сутки (средний дневной заработок равнялся уже 6 дол.). За операции назначалась отдельная плата, в зависимости от их сложности. Семьям, находящимся в затруднительном финансовом положении компания помогала и брала часть расходов на себя. По-новому был организован также и труд врачей, санитаров. Диагноз больному ставился сразу несколькими врачами, а потом посредством консилиума назначалось дальнейшее лечение, что позволяло наиболее адекватно и качественно обеспечить больному необходимый уход.

Широко стали известны эксперименты Форда по «трудотерапии»─ больным, способным сидеть на кровати, приносили по их желанию, прямо в палату несложную ручную работу и платили сполна, как и здоровым. Труд был добровольным, но из-за больничной скуки производительность была на 20% выше, чем в цеху. Это помогало больным не только отвлечься от болезни, ускорить выздоровление, но и погасить часть расходов на лечение.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту