В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
1. Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
Эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
1. Составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;
По установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 2);
Проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.
Таблица 1.
| № | ПАРАМЕТРЫ | Тип конкурентного поведения (классификация Л. Г. Раменского) | |||
| «ВИО ЛЕНТЫ» | «ПАТИЕНТЫ» | «ЭКСПЛЕРЕНТЫ» | «КОММУТАНТЫ» | ||
| Тип компании (классификация Фризевинкеля) | |||||
| «Львы», «Слоны», «Бегемоты» | «Лисы» | «Ласточки» | «Мыши» | ||
| 1 | Уровень конкуренции | Высокий | Низкий | Средний | Средний |
| 2 | Новизна отрасли | Новые | Зрелые | Новые | Новые, зрелые |
| 3 | Какие потребности обслуживает | Массовые, стандартные | Массовые, но нестандартные | Инновационные | Локальные |
| 4 | Профиль производства | Массовое | Специализированное | Экспериментальное | Универсальное мелкое |
| 5 | Размер компании | Крупные | Крупные, средние и мелкие | Средние и мелкие | Мелкие |
| 6 | Устойчивость компании | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
| 7 | Расходы на НИОКР | Высокие | Средние | Высокие | Отсутствуют |
| 8 | Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества | Высокая производительность | Приспособленность к особому рынку | Опережение в нововведениях | Гибкость |
| 9 | Динамизм развития | Высокий | Средний | Высокий | Низкий |
| 10 | Издержки | Низкие | Средние | Низкие | Низкие |
| 11 | Качество продукции | Среднее | Высокое | Среднее | Среднее |
| 12 | Ассортимент | Средний | Узкий | Отсутствует | Узкий |
| 13 | Тип НИОКР | Улучшающий | Приспособительный | Прорывной | Отсутствует |
| 14 | Сбытовая сеть | Собственная или контролируемая | Собственная или контролируемая | Отсутствует | Отсутствует |
| 15 | Реклама | Массовая | Специализированная | Отсутствует | Отсутствует |