В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
1. Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
Эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
1. Составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;
По установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 2);
Проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.
Таблица 1.
|   №  |    ПАРАМЕТРЫ  |    Тип конкурентного поведения (классификация Л. Г. Раменского)  |  |||
|   «ВИО ЛЕНТЫ»  |    «ПАТИЕНТЫ»  |    «ЭКСПЛЕРЕНТЫ»  |    «КОММУТАНТЫ»  |  ||
|   Тип компании (классификация Фризевинкеля)  |  |||||
|   «Львы», «Слоны», «Бегемоты»  |    «Лисы»  |    «Ласточки»  |    «Мыши»  |  ||
|   1  |    Уровень конкуренции  |    Высокий  |    Низкий  |    Средний  |    Средний  |  
|   2  |    Новизна отрасли  |    Новые  |    Зрелые  |    Новые  |    Новые, зрелые  |  
|   3  |    Какие потребности обслуживает  |    Массовые, стандартные  |    Массовые, но нестандартные  |    Инновационные  |    Локальные  |  
|   4  |    Профиль производства  |    Массовое  |    Специализированное  |    Экспериментальное  |    Универсальное мелкое  |  
|   5  |    Размер компании  |    Крупные  |    Крупные, средние и мелкие  |    Средние и мелкие  |    Мелкие  |  
|   6  |    Устойчивость компании  |    Высокая  |    Высокая  |    Низкая  |    Низкая  |  
|   7  |    Расходы на НИОКР  |    Высокие  |    Средние  |    Высокие  |    Отсутствуют  |  
|   8  |    Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества  |    Высокая производительность  |    Приспособленность к особому рынку  |    Опережение в нововведениях  |    Гибкость  |  
|   9  |    Динамизм развития  |    Высокий  |    Средний  |    Высокий  |    Низкий  |  
|   10  |    Издержки  |    Низкие  |    Средние  |    Низкие  |    Низкие  |  
|   11  |    Качество продукции  |    Среднее  |    Высокое  |    Среднее  |    Среднее  |  
|   12  |    Ассортимент  |    Средний  |    Узкий  |    Отсутствует  |    Узкий  |  
|   13  |    Тип НИОКР  |    Улучшающий  |    Приспособительный  |    Прорывной  |    Отсутствует  |  
|   14  |    Сбытовая сеть  |    Собственная или контролируемая  |    Собственная или контролируемая  |    Отсутствует  |    Отсутствует  |  
|   15  |    Реклама  |    Массовая  |    Специализированная  |    Отсутствует  |    Отсутствует  |