рефераты по менеджменту

Риск и неопределнность в деятельности банковского менеджера

Страница
6

Вариант 3. Поделить средства между предприятиями.

Средний доход в этом случае равен 2*(0,5*0,5)+1*(0,5*0,5)+1*(0,5*0,5)+0*(0,5*0,5)=1 руб./руб. в год.

Вероятность потери средств равняется (оба предприятия не будут иметь прибыли) 0,5*0,5=0,25.

В последнем варианте в два раза уменьшился риск полной потери средств, а средний доход оказывается одинаковым во всех вариантах.

В рассмотренном примере управление средствами фактически не влияло на средний будущий доход, поэтому, выбирая распределение средств, можно использовать в качестве оценки минимум риска потери средств.

Страхование риска.

Откладывая дела на завтра, ты однажды

Упустишь золотую возможность, но, в ко-

нечном итоге, у тебя будет больше денег и

меньше огорчений.

Страхование активно используется в рыночной экономике. В США, например, имеется более 6000 страховых компаний с активами более 2 трлн долл. Крупнейшие из них имеют активы более 100 млрд. долл. («Пруденшл оф Америка», «Метрополитен Лайф»). Однако страхование это не только резервирование дополнительных средств. Страхование обеспечивается системой мероприятий: организационных, экономических, профилактических. Каждый человек в отдельности и целые организации стремятся застраховать от возможных потерь в будущем.

По каждому из страхуемых объектов следует выделить страховую сумму:

· пожар – сумма вероятных убытков;

· авария автомобиля – сумма вероятных расходов на ремонт;

· порча груза – стоимость груза;

· кредит – возможные финансовые потери;

· имущество – стоимость имущества;

· качество работы сотрудников – возможные убытки от снижения качества;

· честность служащих – возможные материальные и моральные потери;

· договора – возможные потери от срыва обязательств;

· здоровье руководителей – потери фирмы от утраты интеллектуального вклада;

· здоровье работников – возможные расходы на лечение;

· цены на рынке – потери от колебания цен.

· и т.д.

Риск-менеджмент – благородное дело.

Афторы статьи:(Олег Анисимов, Андрей Школин).

Можно выделить три подхода к организации риск-менеджмента (РМ). Во-первых, управлением рисками в рамках своей компетенции могут заниматься подразделения компании. Например, в промышленной группе «Маир», по словам ее финансового директора Сергея Иванова, с текущим и комплексными рисками работает отдел планирования и анализа, а финансовыми рисками занимается отдел, управляющий денежными потоками. «Мы не выделяем управление рисками в отдельное подразделение, - утверждает Сергей Иванов, - потому что существующая модель работы себя оправдывает. Ведь главное – это адекватная оценка возможного риска и действия по его предупреждению или минимизации». Как рассказал журналу «Финанс.» Константин Марков, несколько иначе построена работа с рисками в его компании – управлением финансовыми, в том числе валютными и кредитными рисками, занимается казначейство, оно же отвечает за страхование собственности компании.

Второй подход можно назвать пассивным риск-менеджментом с привлечением внешних консультантов, которые проводят оценку рисков, готовят аналитический отчет со своими выводами и предложениями, выносимыми на уровень правления или совета директоров. При этом консультанты могут проанализировать риски как всей компании, так и отдельной сделки.

И наконец, компании применяют активный риск-менеджмент, при котором всю работу по снижению рисков координирует специально созданное подразделение. В зависимости от потребностей компании его глава может входить в правление и подчиняться непосредственно генеральному директору компании –или подчиняться одному из других ключевых менеджеров, например финансовому или коммерческому директору.

Подразделения по РМ обычно появляются в тех компаниях, где даже одно негативное событие может сильно повлиять на весь бизнес в целом. Яркий пример – «Аэрофлот», в котором кредитный риск после появления департамента риск-менеджмента сократился в два раза. «Просто наша деятельность связана с катастрофическими рисками, - говорит менеджер по оценке рисков «Аэрофлота» Александр Кирин. – Они несопоставимы с возникающими в других отраслях».

Специалисты выделяют четыре основные стадии работы с риском: выявление риска; оценка и анализ ; выбор метода снижения риска и запуск этого механизма; контроль результатов и последующая корректировка политики компании.

1.1 Выявление рисков. Перед тем как уменьшить риск, надо его найти. Здесь, по мнению большинства опрошенных журналов «Финанс.» финдиректоров и риск-менеджеров, возникает главная проблема риск-менеджмента в России – нехватка сведений. «Информационный вакуум, - рассказывает риск-менеджер ГМК «Норильский никель» Шамиль Курмашов, - основное препятствие для построения корпоративной системы управления рисками. Возникают трудности с восстановлением статистики аварий, их типов, причин, потому что целенаправленной работы в этой области никогда не велось. Никто не накапливал даже статистику сбоев в конкретной отрасли промышленности, а тем более по типу оборудования.

По результатам анализа полученной информации выделяют основные группы рисков. Скорее всего, их список не будет совпадать для предприятий, работающих в разных отраслях. Например, финансовый директор АПК «Черкизовский» Андрей Комаров для своей компании наиболее значимыми считает организационные и отраслевые риски. А для Сергея Иванова из МАИР важнее финансовые и производственные риски.

1.2 Оценка и анализ рисков. Наступает время второго этапа – оценки и анализа рисков. На предприятиях это проще всего сделать двумя способами, которые достаточно просты и строятся на экспертных оценках. Один из них – составление карты рисков, позволяющей наглядно расположить события по их вероятности и серьезности последствий. Если же определить конкретную частоту событий слишком сложно, то «легким движением руки» карту можно превратить в матрицу и проставить в ней более расплывчатые градации, например «незначительный», «умеренный» или «высокий» риск. С помощью такой карты или матрицы выделяются наиболее и наименее важные для компании риски. Другой распространенный способ – интегрированная оценка рисков. Для нее каждый риск раскладывается по трем основным показателям (вероятность наступления рискового события, время его воздействия и величина риска). Затем нужно сложить первые два, а сумма умножить на третий. Каждая компания может устанавливать свою шкалу для расчетов. Полученные результаты заносятся в карту или матрицу рисков.

1.3 Снижение рисков. Этот этап включает как снижение последствий уже случившегося негативного события, так и уменьшение вероятности того, что оно вообще произойдет.

Для работы по первому направлению в «Аэрофлоте», по словам Александра Кирина, был создан Центр управления кризисными ситуациями (ЦУКС). «Этот центр – постоянно действующее подразделение авиакомпании, - рассказывает он. – Основная задача ЦУКСа – разработка внутренних инструкций. Например, был создан план действий в кризисной ситуации, который ежегодно тестируется авиакомпанией в входе страховых и технических инспекций, риск-аудита качества страхового покрытия. При этом привлекаются внешние эксперты и консультанты».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту