рефераты по менеджменту

Производственно-хозяйственная система, как основа формирования экономических отношений

Страница
1

Вступление.

Данная тема меня заинтересовала потому, что она напрямую связана с общей обстановкой в нашей стране. Т.к. большинство бед в России от неумения вести хозяйство в целом – мы не научились хранить и использовать то, что имеем. Всё время стремимся получить, что-то новое, не учитывая необходимость производимого и условия при которых оно будет изготовлено.

Многие предприятия захлестнули неплатежи и крупные задолжности, а некоторые из них, например винодельческие предприятия, колхозы- совхозы, вообще находятся на грани банкротства, развала. Основной причиной, по моему мнению, является не просто не умение, а, скорее, незнание руководителями форм и методов работы в условиях рыночной экономики и рыночной системы хозяйствования. На мой взгляд, складывающаяся рыночная система экономики обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения хозяйственной деятельности предприятия, нового подхода к месту и роли последнего в развитии общественного производства. Причём нельзя просто копировать опыт зарубежных стран и предприятий по становлению экономики и новых хозяйственных отношений, т.к. Россия всегда (начиная с древней Руси и по наши дни) шла по своему пути развития и западный опыт в большинстве случаях может просто не прижиться (можно вспомнить период приватизации). По моему мнению, опыт передовых стран, конечно же, необходим, но не стоит забывать и о том, что Россия страна изменчивая и непостоянная, а при таких обстоятельствах надо быть готовым к любым потрясениям (например август 1998).

Активная деятельность людей в формировании общественного хозяйства.

Производство материальных благ являлось, и будет являться одним из главных направлений в человеческой жизни. Оно всегда было решающим фактором, влияющим на развитие всей жизни общества. Так как изготовление каких либо благ не мыслимо без производственно—хозяйственных отношений, то следует сделать вывод, что общество на всём пути своего развития пыталось совершенствовать хозяйственные отношения для достижения максимального эффекта на производстве и предприятии.

Хозяйственные отношения в обществе по своей сути многоаспектны. Следовательно, их эффективность во многом зависит от правильности выбора и сочетания различных методов хозяйствования. А это можно сделать на основе либо здравого смысла, либо научного подхода, основанного на обобщении передовых методов хозяйствования. Но здесь надо иметь в виду, что в жизни нет предприятий, похожих друг на друга. Всегда есть отличия – в производственной базе, уровне квалификации, традициях, сложившихся связях и т.д. Поэтому, не смотря на явную пользу передового опыта, нужен другой путь повышения действенности хозяйствования, который позволил бы каждому предприятию и обществу в целом создать свои собственные высокоэффективные формы. Таким путём является разработка принципов, определяющих эффективное хозяйствование, следуя которым каждый сможет создать свою собственную конфигурацию хозяйствования. На мой взгляд этими принципами являются:

1). постоянная адаптация к изменениям окружающей среды - в политике, экономике, обществе и технологиях. Если хозяйствующий субъект делать этого не будет, он станет жертвой данных изменений. На практике это означает: чтобы выжить в период таких изменений, нужно приспособить к ним свою деятельность. Но что это значит адаптироваться к изменениям? Прежде всего необходимо правильно понять происходящие изменения. А для этого, с одной стороны, нужно хорошо знать ситуацию сегодняшнего дня, а с другой – уметь прогнозировать, т.е. видеть ближние, средние и дальние перспективы изменений, чтобы в соответствии с ними спроектировать свою деятельность. При решении данной задачи необходимо придерживаться определённой последовательности: в начале собрать информацию, проанализировать её, сделать выводы и положить их в основу выработки соответствующей политики хозяйствования, в которой установить основные направления деятельности предприятия, методы хозяйствования, его стиль и поведение;

2). установление стратегии по выпускаемому продукту (для предприятий). В данном случае речь идёт о том, что при выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на неё спроса. Необходимо выявить общиеоперации по производствуразличных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения товаров до потребителей и т.д. Такой подход позволяет сократить издержки производства и сбыта продукции, с максимальной выгодой использовать производственные и складские площади;

3). принятие решений исходя из своих возможностей. При этом надо твёрдо усвоить, что новые проблемы нельзя решать старыми методами. Например, при традиционном подходе к организации снабжения материалами, сырьём, комплектующими изделиями обычно исходят из поиска поставщиков, у которых всё это можно приобрести по низким ценам. С целью снижения цен производители стремятся заставить поставщиков и субподрядчиков конкурировать между собой. Преуспевающие фирмы делают это несколько иначе, намного тоньше. Они налаживают долгосрочные отношения с несколькими поставщиками, создавая для них гарантированный рынок, некий аналог системы долгосрочной контрактации, где конкуренция не является всеобъемлющей. Она лишь один из элементов перераспределения ресурсов или доли заказа в пользу наиболее эффективных субподрядчиков, обеспечивающих одновременно высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек;

4). постоянный поиск на всех уровнях управления путей совершенствования действующего производства, имеющихся технологий и выпускаемой продукции;

5). повышение производительности и качества продукции;

6). первостепенное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению финансового состояния;

7). систематическое проведение анализа номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Такой анализ необходим с позиций получения прибыли и требуемой величины оборотных средств, т.е. оптимальной структуры номенклатуры и ассортимента. Критерием оптимальности должны стать максимизация и минимизация величины оборотных средств;

8). рассредоточение риска как условие выживаемости. Речь идёт о том, что предприятие, с целью выживаемости, особенно в период неблагоприятной конъюнктуры рынка, должно сосредоточить свои действия не на одном продукте и не на одном рынке, а на нескольких.

Следование вышеуказанным принципам позволяет обществу построить такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка, реализовывать её, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.

Производственно-хозяйственная система и её характеристика.

Особой формой ведения экономики предприятия является хозяйствование с факторами производства, сущность которого и его направленность определяются формами собственности на средства производства. Хозяйственный механизм представляет собой очень важную ступень в экономических отношениях. На этой ступени в центре внимания оказываются те конкретные хозяйственные формы, в которых проявляются на практике экономические законы. В условиях рыночной системы предприятие из производящего субъекта, что было характерным для централизованно-плановой системы, становится хозяйствующим субъектом (поскольку средства производства принадлежат ему). Именно в этом проявляется роль и назначение предприятия в развитии общественного производства. На деле это обозначает, что хозяйствование (владение и распоряжение) с факторами производства направленно на организацию производства товаров у себя, от себя и ради себя. Следовательно, хозяйствование есть специфическая деятельность, направленная не на изготовление продукции как таковой (это удел технологических и производственных служб), а на создание самой важности произвести, реализовать товар и получить прибыль. Оно как бы синтезирует себя в интеграции целей и задач производственной, коммерческой, финансовой и управленческой видов деятельности, направленных на производство высококачественной продукции, в которой нуждается рынок.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту