рефераты по менеджменту

Проблемы корпоративного управления в Украине на современном этапе развития

Страница
7

Нельзя также назвать эффективной проведение государственной дивидендной политики. В большинстве случаев на протяжении нескольких лет на государственные части не выплачиваются дивиденды.

Как видно из приложения 1, план поступления в государственный бюджет дивидендов на государственные корпоративные права за 5 лет существенно возрос.

Дивиденды, которые перечислялись в государственный бюджет в 2003 и 2004 годах, составили 0,3% стоимости основных фондов.

Отдача государственных активов сегодня является низкой. Если сравнить три группы предприятий (государственные, арендуемые и частные), то наименьшая прибыльность наблюдается в государственном секторе.

Основные проблемы корпоративного управления Украины.

Однако государство не является эффективным собственником. Что подтверждается результатами проверки ГлавКРУ Украины 26 государственных предприятий-монополистов. Практически во всех холдингах были выявлены результаты разбазаривания млрд государственных средств. Согласно исследованию Европейского банка реконструкции и развития, на 2003 год Украина относилась к государствам с наиболее низкими показателями соответствия законодательства международным стандартам корпоративного управления. [11].

Среди основных причин неэффективного управления государственной собственностью следует отметить:

- Отсутствие законодательной базы, а также устаревание действующей. На сегодняшний день, вопрос управления объектами государственной собственности регулируется более чем 200 нормативно-правовыми актами, которые часто противоречат друг другу. Следовательно, именно в период становления корпоративных отношений, который в настоящий момент переживает Украина, очень важно законодательное закрепление требований, поскольку контроль за их выполнением осуществляется самим государством.

- Отсутствует необходимый учет объектов государственной собственности, который используется в сфере хозяйственной деятельности, и достаточная информация про эти объекты. За годы независимости государство не выработало определенной системы учета государственного имущества. Данный учет велся различными органами, однако конкретной системы его ведения не существует. Результатом чего произошло, по словам Главы Фонда госимущества, исчезновение с поля зрения 20 тысяч предприятий.

- Обеспечение функционирования Единого реестра объектов государственной собственности является одной из проблем, которая требует решения согласно Программы «Собственность народа» (утвержденная Постановлением Кабмина Украины № 413 от 03,06,05).

Участие государства в функционировании государственных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности (корпоративные права государства) представляет собой разные формы деятельности. В первом случае она направлена на выполнение заданий государства как регулятора процессов общественного воспроизводства, гаранта социальной защиты граждан страны, в другом, – на получение прибыли на свою долю.

- Отсутствие комплексного подхода к управлению государственной собственностью отразилось на определении этой границы, до которой необходимо осуществлять демонтаж государственной собственности, и осмысленность полной приватизации предприятий, которые имеют стратегическое назначение для экономики и безопасности государства.

Наше государство, как собственник, если и вкладывает денежные средства, то только в ограниченное число отраслей. Бюджетные ассигнования в общей сумме инвестиций составляют всего 6,2%. А собственно прибыли государственных предприятий не всегда достаточно, для того, чтобы они были способны работать в условиях рыночной конкуренции.

- Как показала практика, формальная передача прав собственности не обеспечивает эффективности в производстве товаров, предоставлении социальных гарантий. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для решения общегосударственных проблем, измерителем которых является благосостояние каждого отдельного члена сообщества, - именно это должно быть точкой отсчета при решении вопросов относительно сроков и объемов приватизации.

Ориентация на существенное сокращение государственного сектора экономики предполагала повышение эффективности работы приватизированных предприятий. Вместе с тем, нельзя не учитывать фактов неэффективного хозяйствования на уже приватизированных предприятиях, а также сокращение производства, уровня занятости и активов в результате превращения средних и больших государственных предприятий в частные. Причина состоит не только в неудачах общего экономического плана, но и в отсутствии весов управления, т.к. государство от них уже избавилось.

- В случае продажи государственного контрольного пакета акций, государство теряет возможность и право направления деятельности предприятия на исполнение необходимых обществу функций, сохраняя только возможность действовать как обычный акционер, и осуществлять управление государственными корпоративными правами.

- Нерациональная структура корпоративных прав государства, которая сложилась в первую очередь в связи с отсутствием четкой стратегии приватизации в предыдущие годы;

- Отсутствие в большинстве случаев реальных показателей влияния государства на деятельность объектов, в которых она владеет определенной долей;

- Низкий профессиональный уровень управления корпоративными правами со стороны уполномоченных органов государства и их представителей;

- Недостаточная ответственность за качество управления;

- Отсутствие источников финансирования со стороны государства для обеспечения ее части в случае привлечения дополнительных средств для увеличения собственного капитала.

- Управление государственными корпорациями разбросано между субъектами. Их деятельность не всегда упорядочена и подчинена достижению стратегических интересов государства. Про это свидетельствует тенезация финансовых потоков и отчуждение активов государства в условиях слабого контроля за этими процессами.

- Предоставляется преимущество продажи главным образом объектов, которые функционируют неэффективно. При этом, не учитывается их место и роль в системе хозяйственных комплексов.

- Сохраняется теневое перераспределение государственного имущества путем дополнительной эмиссии. В результате государство теряет часть своей собственности, не получив за нее ни копейки.

- Следует также обратить внимание на недостаточный уровень контроля за финансовой дисциплиной субъектов хозяйствования. В нормативно-правовых актах, действующих с 01.01.2004 года, не предвиделось составления субъектами хозяйствования государственного сектора, в особенности государственными предприятиями, финансовых планов. [10, c 3-6]

Пути решения основных проблем в сфере корпоративного управления украины.

Исходя из вышеперечисленных проблем, с которыми настоящий момент столкнулось наше государство в сфере корпоративного управления, представляется возможным сформировать последовательность основополагающих факторов, улучшение состояния которых положительно отразится на изменении ситуации корпоративного управления Украины в целом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту