рефераты по менеджменту

Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан

Страница
3

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Это следующее центральное понятие нашего дипломного исследования. Поэтому остановимся на трактовке понятия «предприниматель» подробнее.

В рамках юридического похода к определению понятия «предприниматель» предприниматель - это владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере.

В рамках психологического подхода - предприниматель – это предприимчивый и практичный человек[9].

В работе под предпринимателем будет пониматься тип руководителя, который:

- стремится изменить динамику развития деятельности;

- активно ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции;

- добровольно принимает на себя риск.

Данное определение наиболее полно демонстрирует социально-экономическую роль предпринимателя как новатора, как единицу, лежащую в основе развития страны и т.п.

Движущим мотивом предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

Прежде всего, среди субстанциональных качеств, которыми должен обладать предприниматель, нужно назвать следующие умения (способности):

· принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях;

· генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

· оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;

· рисковать;

· анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы[10].

Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основных способностей его практической деятельности. Среди них:

· изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;

· определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

· выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;

· выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;

· организация и управление производством товаров, намеченных к продаже (См. рис. 2).

Рисунок 2

Взаимосвязь предпринимателя и предпринимательской деятельности

Нужно отметить, что предприниматель — не единственный субъект предпринимательской деятельности, хотя он и является основным.

В систему предпринимательской деятельности наравне с предпринимателем входит также:

1.потребитель как основной контрагент предпринимателя,

2.государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

3.наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку),

4. партне­ры по предпринимательству (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (См. рис.1).

Рисунок 1

Субъекты предпринимательской деятельности

Итак, разберем поочередно взаимосвязь и взаимовлияние каждого субъекта предпринимательской деятельности.

1. Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

2. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает "взрыв" предпринима­тельской активности и приводит к "буму" предпринима­тельства).

3.Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту