рефераты по менеджменту

Анализ внутренней среды предприятия

Страница
5

В литературе часто используются 2 термина: затраты и издержки. На первый взгляд оба термина говорят об одном и том же - что нужно вложить для получения прибыли.

Но реально между ними имеется принципиальная разница:

Затраты (траты) - то, что относится к переменным расходам и имеет характер внешних платежей (за комплектующие, энергию, сырье, детали). Изменить затраты можно, найдя нового поставщика, за счет экономной организации доставки и хранения.

Издержки - то, что затрачивает предприятие дополнительно, сверх того, для обеспечения своей хозяйственной деятельности. Всегда и везде, на любом предприятии «нет пределов совершенства» для снижения издержек и уменьшения себестоимости товара.

Райан вывел аксиомы, которые помогают понимать суть экономических процессов на предприятиях:

1. Доходы должны быть больше, чем расходы.

2. Скорость роста доходов должна опережать скорость роста расходов.

3. Доходы и расходы на предприятии возникают тогда, когда денежные средства приходят либо уходят с расчетного счета предприятия.

Третья аксиома самая важная. Доходы предприятие получает тогда, когда деньги поступили на расчетный счет, а не тогда, когда товар отгрузили! Результаты работы оцениваются по поступлениям, от которых начинается отсчет финансовых результатов.

Метод сумм покрытий можно отнести к оперативному способу анализа экономической эффективности. В методе отправной точкой анализа является реальный доход, полученный от продаж. Доход от продаж - это не плановый, а фактический показатель.

Под термином покрытие понимается разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Смысл такой операции заключается в том, чтобы вычленить затраты, относящиеся к переменным. Путей снижения этих затрат немного, это почти как данность, на которую существенного влияния предприятие оказывать не может. Покрытие - это деньги, которые необходимо заработать для обеспечения деятельности всего предприятия и получения прибыли.

После нахождения суммы покрытия остаётся то, что составляет постоянные расходы (издержки) и валовую прибыль. Эта часть финансов реально управляема предприятием. Издержки можно снижать (а можно намеренно завышать), долю доходов тоже можно варьировать в зависимости от аппетитов собственников и высших менеджеров.

Схему анализа сумм покрытий для товара Х, тыс. руб., можно представить в следующем виде:

Выручка от реализации

500

- Переменные затраты

250

Сумма покрытия

250

- Постоянные издержки

200

Прибыль

50

Рассмотрим то, что непосредственно касается деятельности маркетинговых служб предприятия, а именно, маркетинговая составляющая суммы покрытия и определение точки безубыточности.

Полезным бывает выделение в постоянных издержках нескольких критериев:

· По товарам

· По группам товаров

· По местам возникновения

· По подразделениям (бизнес-единицам)

· По предприятию в целом

Перечисленные виды издержек можно разделить на 2 группы:

· Общие постоянные издержки - относятся к деятельности всего предприятия в целом (например, затраты на управление предприятием). Маркетинг в этой части издержек идет вслед за менеджментом предприятия и активного влияния на издержки не оказывает.

· Специальные постоянные издержки - это постоянные издержки отделов маркетинга, сбыта, производственного и снабженческого. Именно эти издержки более всего интересны. Специальные постоянные издержки относятся к каждой из групп товаров соответственно.

Таким образом, мы подошли к тому, чтобы вычленить из сумм покрытия 2 указанные выше группы, одна из которых будет явно отражать издержки маркетинговой и сбытовой деятельности - специальные постоянные издержки, а вторая - общие для всего предприятия постоянные издержки, тыс. руб.:

Выручка от реализации

500

- Переменные затраты

250

Сумма покрытия 1

250

- Специальные постоянные издержки

120

Сумма покрытия 2

130

- Общие постоянные издержки

80

Прибыль

50

Специальные постоянные издержки можно разбить также на 3 группы (это как раз та информация, которая интересует сотрудников отдела маркетинга):

· По товарным группам - оклады, аренда, отопление, освещение, средства коммуникации, складские расходы, логистика и т.п.

· По областям сбыта - оклады, доставка, командировочные, телефон, почтовые расходы, реклама, канцелярские расходы и т.п.

· По группам клиентов - оклады, рыночные исследования, реклама, стимулирование продаж, телефон, почтовые расходы и др.

Эти три группы издержек очень точно соответствуют группам анализа, которые рассмотрены в 1 вопросе, т.е. что, где и когда приобретает наш покупатель. Это весьма удобный инструмент для получения реальной картины состояния маркетинговых дел на предприятии и одновременно способ анализа себестоимости товара и изучения возможностей её снижения.

Метод сумм покрытий позволяет проводить финансовый анализ эффективности работы по регионам и как по отдельным товарам, так и по группам товаров АА и ББ:

Анализ покрытия товарных групп, тыс. руб.

Товарная группа

АА

ББ

Всего

Выручка от реализации

145

355

500

- Переменные затраты

90

160

250

Сумма покрытия 1

55

195

250

- Специальные постоянные издержки

20

130

120

Сумма покрытия 2

35

65

130

- Общие постоянные издержки

80

Прибыль

50

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, какая из товарных групп и какой вклад вносит в результат работы предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту