рефераты по менеджменту

Оценка стоимости организации при слияниях и поглощениях

Страница
1

Введение

Долгое время после начала приватизации в России не существовало ни рынка фирм, ни сделок по их купле-продаже. Но время идет, и все чаще в СМИ появляются сообщения о том, что одна гигантская корпорация купила контрольный пакет акций другой, не уступающей ей по размерам, другая пара предприятий решила объединить свои капиталы ради достижения общих целей и т.д. Все это говорит о том, что в России, которая очень болезненно переносила переход к рыночным отношениям, перешла от стадии внедрения отдельных элементов рынка к стадии их стремительного роста, а значит, и потребовала развития инструментов управления этими элементами – таких, как оценка рыночной стоимости фирмы.

Прежде всего оценка рыночной стоимости фирм была необходима в процессе приватизации, хотя в России такой способ оценки в ходе приватизации не нашел своего применения. Сейчас, когда количество и масштабы сделок по слияниям и приобретениям стремительно растет, Россия уже не может ограничиться архаичными методами расчета стоимости предприятия «на коленке» и вынуждена применять развитые западные методики, зарекомендовавшие себя в мировой практике. Кроме того, оценка рыночной стоимости фирмы может быть полезна не только при расчете стоимости фирмы перед совершением сделки купли-продажи, но и в сфере налогообложения и страхования, а также в принятии инвестиционных решений. Таким образом, можно видеть, что оценка рыночной стоимости фирм требуется во многих сферах экономической, государственной и предпринимательской деятельности, и сферы ее применения в России будут ещё более расширяться по мере дальнейшего развития рыночных отношений.

Технически оценка стоимости компании является одним из основных аспектов финансового анализа. Задача оценки сводится к получению ответа на во­прос: "Какова истинная стоимость активов, которые будут приносить де­нежные потоки впоследствии?" И если в прошлом ответ на этот вопрос даже в развитых в этом отношении странах получали в ходе "испытания временем", то в последнее время появились новые усовершенствованные подходы, применяемые для оценки стоимости активов. Современные методы оценки возникли в результате развития "новой экономики" и появления виртуальных компаний, не имевших истории доходов и денежных потоков. Методология оценки стоимости компании сегодня включает несколько десятков методик оценки предприятий, объединенных в три основных подхода: имущественный, доходный и сравнительный (рыночный).

Имущественный подход заключается в анализе балансовых счетов предприятия и их корректировке.

Доходный подход основан на определении текущей стоимости будущих доходов предприятия.

Сравнительный (или рыночный) подход объединяет методики, базирующиеся на использовании фактических рыночных данных о сделках по аналогичным предприятиям.

Основной целью настоящей работы явился анализ зарубежного опыта оценки рыночной стоимости фирмы и его применения в сделках по слияниям и поглощениям.

Задачами работы явились рассмотрение понятия оценки и ее целей, раскрытие экономической сущности различных методик оценки и возможностей их применения для оценки фирм при слияниях и поглощениях

Предметом исследования в данной работе стали вопросы многовариантности методов оценки рыночной стоимости фирм, обусловленные сферой ее применения и адаптация зарубежной методологической основы оценки бизнеса к российским условиям.

Понятие, цели и принципы оценки стоимости компании.

Оценка – это 1) научно обоснованное мнение эксперта оценщика о стоимости оцениваемого объекта, 2) процесс определения стоимости объекта.

Оценка стоимости действующего предприятия – это процесс оценки стоимости предприятия как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль; включает обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени. (4)

Для того, чтобы оценка была достоверной и точной, необходимо соблюдать технологию оценки.

Технология оценки – это определенная едиными профессиональными стандартами оценки последовательность процесса оценки стоимости предприятия, включающая:

· Определение объекта, предмета, цели и функции оценки. На данном этапе анализируется предприятие, сфера его деятельности, цели оценки (сделка купли-продажи, определение налога на имущество и т.п.);

· Разработку плана оценки;

· Определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого предприятия (скажем, если промышленное предприятие находится в курортной зоне и к тому же неприбыльно – возможно, более эффективным будет превратить здания в гостиницу);

· Сбор и анализ необходимой информации;

· Оценку стоимости предприятия с использованием различных методик. Как правило, используются затратный, доходный и сравнительный подходы;

· Сопоставление стоимостей, полученных различными методиками, и установление наиболее вероятной стоимости оцениваемого предприятия;

· Составление отчета и заключения об оценке стоимости предприятия.

Предмет оценки – это различные типы прав собственности.

Полное право собственности – право владения, пользования и распоряжения собственностью.

Объект оценки – это различные виды собственности.

Активы предприятия:

1. Любая вещь, имеющая стоимость, принадлежащая предприятию; собственность юридического или физического лица (предпринимателя);

2. название раздела в балансе предприятия, отражающего балансовую стоимость собственности.

Активы могут быть финансовые (ценные бумаги, денежные средства), капитальные (основные фонды), нематериальные (интеллектуальная собственность, патенты, товарные знаки и прочее).

Цели оценки стоимости фирмы весьма объективны. Развитие предпринимательства в России, создание института частной собственности и связанная с этими процессами приватизация государственных предприятий предполагает создание цивилизованных экономических и правовых отношений. В свою очередь появление новых экономических систем, таких как фондовый рынок, коммерческое кредитование, совершенствование страховой системы, все это диктует также необходимость введения в деловую жизнь страны такой рыночной категории, как оценка рыночной стоимости фирмы. Институт оценки бизнеса фирм и соответствующая оценочная деятельность имманентно присуща для стран с развитой рыночной экономикой. Такого рода институт оценки бизнеса необходим в условиях рынка по целому ряду объективных причин.

Прежде всего рыночная стоимость предприятия необходима при совершении сделки купли-продажи, когда фирма по сути меняет своего владельца. Рыночная стоимость - "цена, но которой заинтересованные продавец и покупатель готовы заключить сделку, не подвергаясь при этом никакому давлению и будучи хорошо осведомлены о всех значимых обстоятельствах".(6) Наиболее точное определение рыночной стоимости дано в международных стандартах оценки - "рыночная стоимость есть расчетная величина - денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга, при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и 6ез принуждения”. Исходя из данного определения рыночной стоимости, рыночная цена фирмы при сделке купли-продажи формируется в результате взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цену спроса определяет полезность фирмы для покупателя, а цену предложения – затраты на воспроизводство аналогичного предприятия для продавца. Зачастую специалист по оценке бизнеса определяет исходную цену, базирующуюся на оценке рыночной стоимости фирмы, которая является основной для начала торгов между продавцом и покупателем. При этом при принятии решения по определению рыночной цены руководствуются не только анализом баланса предприятия, а применяют различные приемы и принципы, позволяющие откорректировать данные баланса, чтобы они точнее отражали реальное положение на фирме и, следовательно, её реальную рыночную стоимость. Корректировать баланс предприятия в большинстве случаев необходимо, так как очень часто фирма владеет некоторыми видами нематериальных активов, таких как «ноу-хау», уникальные технологии, обширная и надежная клиентура, которые могут быть недооценены или просто не отражены в балансе, но которые способствуют увеличению стоимости фирмы. Иногда при оценке фирмы для решения поставленной задачи приходится вносить поправки в сами статьи баланса, если обнаружится, что стоимость активов завышена или неправильно отражены денежные поступления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту