рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
5

Социальные установки – сложившиеся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.[32]

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.[33]

Мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.[34]

Цель – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

Свойство направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на других.

Характер личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.[35] Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности.[36]

Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, справедливости, доброте, сочувственности, корпоративности, общительности.[37]

Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью и т.д.[38]

Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью.[39]

К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, художественные. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

Второй вид способностей – способностью к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру, психофизиологии.

Опыт (подготовленность) личности – еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере; совокупность знаний. Действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей.[40] Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения желаемого в жизни.[41]

Темперамент личности – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояния.[42]

Выделяется ряд особенностей темперамента:

- сила – интенсивность психических процессов;

- подвижность – быстрота возникновения и прекращения психических процессов;

- скорость протекания психических процессов;

- уравновешенность – сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

- активность – устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;- эмоциональность – эмоциональная реактивность, степень эмоционального реагирования на воздействия;

- психофизиологическая устойчивость – устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;

- работоспособность – запас психофизиологической выносливости;[43]

Все психологические свойства имеются у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его содержание, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Не существует двух людей, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.

Поведенческие типы

C термином «поведение» в науке связывается активность, систе­ма действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к социальной. Эта адаптация осу­ществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергают­ся пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действитель­ности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям — природным или социальным,— а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее осно­вании программ. Люди высту­пают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригиналь­ные решения в рамках ее осуществления,— а создателями, творца­ми принципиально новых программ действий. В случае адаптив­ного поведения при всей его возможной активности и оригиналь­ности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целе­направленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий — будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,— как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную про­грамму действий, которая позволяла бы выйти за рамки пред­писываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю проти­воречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и соци­ально-культурной среды, то его нельзя считать и челове­ком.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту