рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
3

1.Традиционные теории личности (В.Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К. Юнг и др.);

2.Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);

3.Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм и др.).[2]

1.В числе традиционной теории личности заметное место занимает фрейдизм. Фрейдизм - направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникла как концепция объяснения и лечения неврозов.[3]Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

Все это позволило Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.[4]

Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального, и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

Предсознательный – его содержание без труда может быть осознано человеком.

Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и др. влечения.

Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальные нарушений, которые в дальнейшем приводя к неврозу. Следовательно, для познания личности следует учитывать достижения Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, т.к. в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.

Психологические взгляды К. Юнга ориентированы на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах: [5]

а) индивидуальной (личной)

б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения архетипы.

Если инстинкты и влечения рассматриваются в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (способ связи образов, переходящих из поколения в поколение). Согласно Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.[6], лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т. п. Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией[7],имеющей целью достижение особой связности коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.[8]

В зависимости от преобладания той или иной функции психики Юнг выводил следующие типологии личности:

а) эмоциональный – свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.[9]

б) чувствующий – 1) общая способность к ощущению; появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения.[10];

в) интуитивный – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения»[11];

г) мыслительный - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.[12]

Все отмеченные положения, разработанные Юнгом, позволили отразить его системное понимание психики человека.

В основе традиционных теорий личности признается «теория поля» предложенная Куртом Левиным.[13] Основные положения «теории поля» сводятся к следующим положениям. Субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего «психического поля» личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов. Личностное ядро образуют наиболее устойчивые побуждения, которые могут претерпевать изменения благодаря перемещениям мотивационных компонентов. Мотивами являются определенные объекты – различные районы «жизненного пространства». Имеют место и конфликты типа «притяжение-притяжение», «избегание-притяжение».

Разработанная Левиным «теория поля» позволила ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были изучены проблемы положения личности в группе, лидерства, конфликта и др.

Имеется немало и других теорий, которые полезны для более углубленного понимания места личности в психологии.

Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о психологии личности. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины психического конкретного человека.

2.Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.[14]

Среди отмеченных и других новых торий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана совместно многими выдающимися психологами. Г. Оллпорт разработал теорию самореализации («Концепции функциональной автономии мотивов»)[15]. Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту