рефераты по менеджменту

Инновации в музейном обслуживании

Страница
1

Введение

В начале XXI в. музейный менеджмент претерпел коренные изменения. Начиная с 2004 г. он вынужден приспосабливаться к реформам, проводимым в административной, бюджетной сферах и области местного самоуправления. Необходимость новой стратегии связана и со сменой концепции государственной культурной политики. Теперь центр внимания с развития учреждений культуры перенесен на заботу об их посетителях и учет степени участия в социальной жизни страны и региона. Соответственно происходит переход от финансирования содержания учреждений культуры к финансированию производимых ими услуг.

Главная задача реформ - вывод имущества и финансовых средств бюджетных организаций, в т. ч. учреждений культуры, на рынок. С позиции получателей ресурсов они стали переводиться на позицию генераторов ресурсов и социального капитала. То есть вместо поддержки и сохранения культуры как некой совокупности накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, ценных самих по себе, и определения приоритетов разработчики реформ рассматривают культуру как ресурс и инструмент для достижения внешних по отношению к ней социально-экономических целей.

В сложившейся ситуации сохранение музейного дела в России требует формирования нового класса музейных менеджеров, компетентных в области, как маркетинговых технологий, так и духовных ценностей.

Однако отсутствие подготовленных кадров, понимающих, как новая

государственная политика сочетается с внутренней деятельностью учреждения культуры, и является основной проблемой музейного менеджмента

В настоящее время в стране не существует аналитической экспертной инстанции, способной взяться за налаживание конструктивного диалога между экономистами, чиновниками и представителями культуры (все они говорят на разных языках). Такие сложные реформы не проектируются в заданном виде кем-то всеведущим. Это всегда процессы взаимовлияния, приспособления, уступок, диалога. В связи с этим задача музейных управленцев состоит в их анализе и выработке оптимальных подходов к реализации на практике.

Поскольку методик определения результативности бюджетных вложений в сферу культуры, на которую ориентирован новый метод ее финансирования, не предложено (в Федеральной целевой программе "Культура России. 2006-2010 годы" только поставлена задача их разработки), перед музейным менедж­ментом встает комплекс проблем: по уточнению государственных приоритетов и выяснению роли культуры, и в частности музеев, в современной экономике; оценке социальных результатов функционирования музеев; разработке системы показателей для определения эффективности деятельности.

Методика выявления роли музеев в экономических и общественных отношениях тесно связана с определением их миссии и функций.

Сегодня становится понятной суть теоретических споров, которые велись в период перестройки и многим казались несущественными": музей - это место проведения досуга, и, следовательно, он должен конкурировать за бюджетные вложения с клубами, кинотеатрами, досуговыми организациями; музей - это социальный институт, и, следовательно, он должен решать задачи развития общества и его социальной сферы.

Социальные услуги связаны с проектированием систем воздействия на человека путем воспитания, образования, идейных конструкций. Отсюда понятно различие приведенных функций музея: в первом случае - это манипулирование сознанием через масскультуру; во втором программирование поведения и реакций населения в рамках национальных приоритетов.

Характерно, что реформаторы стремятся определить бюджетные учреждения как социально ориентированные сервисы, цели и критерии, оценки деятельности которых определяются целями и задачами социокультурного развития. Однако основная проблема состоит в отсутствии внятной государственной политики в этом секторе.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной проблемы.

Исходя из актуальности, целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.

Задачами работы являются:

1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;

2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании

Музейное обслуживание: основные тенденции развития

Общепринято считать, что культурно-познавательный туризм предусматривает обязательное посещение музеев, осмотр памятников архитектуры и археологических раскопок. При этом не принимается во внимание тот факт, что существует еще и развлекательная составляющая любой экскурсионной программы. Причем согласно одному из последних исследований именно развлекательные экскурсии играют все более значительную роль в европейской индустрии туризма.[1]

Итальянские исследователи проанализировали статистику посещений резидентами и нерезидентами основных достопримечательностей в пяти европейских странах: Италии, Франции, Испании, Великобритании и Германии. Все расчеты производились на основе данных билетного контроля. Эту статистику нельзя назвать абсолютно достоверной по двум причинам: во-первых, при исследовании сопоставлялись данные разных календарных периодов (хотя в краткосрочной перспективе статистика посещения туристских объектов не подвержена серьезным изменениям); во-вторых, что более существенно, очень сложно точно определить численность посетителей крупных соборов и музеев, где входные билеты не предусмотрены и в результате их обследования выпадают такие достопримечательности, как, например, Британский музей, Римский форум, собор святого Петра в Ватикане, Кельнский собор или Парижский Нотр-Дам. Однако это не меняет достаточно интересной картины, которая была получена европейскими исследователями.

Анализ представленных результатов показал, что если свести воедино все полученные данные, то первые 10 позиций займут 5 парков, 5 музеев и памятников архитектуры.

В этом финальном рейтинге посещаемости лидирует Франция, занимающая 6 позиций из 10 (Диснейленд, Эйфелева башня, Лувр, Центр «Жорж Помпиду», «Город науки» и парк «Футуроскоп»). Возможно, что этот результат связан с одной существенной особенностью французских достопримечательностей — их полифункциональностью.

В составе перечисленных достопримечательностей только два объекта — «абсолютно развлекательный» Диснейленд и «абсолютно познавательный» Лувр — имеют четко выраженную туристскую функцию, тогда как большинство других объектов достаточно трудно классифицировать однозначно, отделяя познавательность объекта от развлекательной зрелищности. Следовательно, во Франции, как, возможно, ни в какой другой ев­ропейской стране, в сфере туризма успешно внедряется рациональное сочетание развлекательного и познавательного и наиболее яркими примерами этому может служить Центр «Жорж Помпиду», или «Город науки».

В свою очередь результаты исследований Испании и Германии показали, что в этих странах парки развлечений откровенно доминируют над музеями и культурно-историческими объектами. На противоположном «полюсе» — Великобритания и Италия, где преобладает посещение именно культурных достопримечательностей, скорее всего этот результат был бы еще более очевидным при возможности учета посетителей Британского музея или Рим­ского форума.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту