рефераты по менеджменту

Планирование на предприятии. Классификация планов

Страница
1

Введение

“Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире» [2,15].

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. “Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления” [2,15].

Предмет и задачи данной работы:

* Изучение существующих практик планирования на предприятии;

* Изучение методов выявления резервов повышения эффективности производства.

Для начала нужно ответить на вопросы: Для чего мы планируем? Зачем нужно планирование?

Мы планируем потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что мы хотим предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать ошибок и использовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует в планировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:

· устранение неопределенности

· точное определение целей и действий по их достижению

· появление осмысленности в деятельности

· избежание ошибок в будущей деятельности

· возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время

Планирование, как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это профессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения.

Планирование возникло очень давно из различных исторических традиций:

* Городское планирование.

* Экономическое планирование.

* Здравоохранение

* Образование

* Корпоративное планирование

Развиваясь, эти виды исторического применения планирования, объединились в современную единую профессиональную деятельность.

Планирование возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования или перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации и трансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящая корнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географического пространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь, или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а не на процесс.

Однако сейчас вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.

Соответственно, наиболее актуально и интересно будет рассмотрение технологии планирования на примере планирования собственной жизни.

Сущность и функции планирования на уровне макро- и микроэкономики

Как уже отмечалось, туризм представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой — отрасль эко­номики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем прин­ципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотноси­тельно специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.

Планирование относится к выбору между альтернативными действия­ми, а также включает в себя анализ будущего состояния, постановку основ­ных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

Невозможно обойти вниманием обобщенное определение планиро­вания, выведенное американским специалистом и международным кон­сультантом в области планирования туризма Эдвардом Инскипом [93]. Так. он предлагает рассматривать планирование как организацию буду­щего для достижения ряда определенных целей и задач. Несмотря на ка­жущуюся простоту, данное определение очень точно передает всю сущ­ность процесса планирования. Его результатом является некоторый план. План - это предвидимая и подготовленная на некоторый период времени программа социально-экономического развития объекта и всех его под­разделений.

Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие ре­шения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.

В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное пла­нирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материалы !ых благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде [15].

Планирование деятельности стало в настоящее время экономи­ческой основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планиро­вания обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, ры­ночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в сво­их товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобре­тает внутрихозяйственное или внутрифирменное планирование деятель­ности на всех предприятиях. Планирование призвано гарантировать не только выпуск пользующейся высоким спросом у покупателей новой про­дукции, но и обеспечение всеми необходимыми экономическими ресур­сами, а также способствовать их наиболее эффективному и полному ис­пользованию и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. А это, в свою очередь, предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Следовательно, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов их^оков выпус­ка товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качествен­ных и количественных результатов [15].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту