рефераты по менеджменту

Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка

Страница
2

«В структуре подсистемы стратегического управления можно выделить следующие классы управленческой деятельности:

1. Анализ внутреннего состояния социальной организованной системы.

2. Анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определяющий выбор стратегической цели социальной системы и возможные стратегические варианты направлений ее достижения.

3. Постановка, формулировка и декомпозиция цели социальной системы как желаемого прогнозируемого состояния системы к определенному моменту будущего перспективного перехода.

4. Определение возможных проблем, возникающих на основных путях к достижению цели.

5. Разработка сценариев основных вариантов стратегических направлений поэтапного достижения цели в форме комплекса стратегических программ.

6. Разработка организационных проектов реализации стратегических программ, т.е. выбор технологии поэтапной реализации различных альтернатив стратегических программ, технологии и организации поэтапного достижения целей.

7. Разработка организационных планов реализации организационных проектов, т.е. привязка расчетных проектных решений реализации стратегических программ к реальным условиям, наличным ресурсам и календарному времени.

Выбор социально эффективных, наиболее приемлемых решений на каждой стадии стратегического управления осуществляется на основе технико-экономического обоснования.

Соответственно в качестве основных принципов стратегического управления предварительно можно выделить следующие:

- принцип разумной целесообразности, который предполагает, что стратегическое управление имеет смысл только при постановке реально достижимой социальной экономически целесообразной цели;

- принцип обратной связи, предоставляющий зависимость стратегического управления от динамики внешней ситуации и предшествующей динамики внутреннего состояния социальной организованной системы. Поэтому стратегическое управление может быть успешно реализовано только при условии учета прогнозных изменений окружающей среды, т.е. как адаптационное управление;

- принцип системности, обуславливающий системные взаимосвязи стратегического управления с другими типами, классами и видами управленческой деятельности в системе управления, с динамикой окружающей среды, включая социальные метасистемы, а также различных видов управленческой деятельности в структуре стратегического управления (в самой подсистеме стратегического управления). Кроме того, принцип системности предусматривает системные взаимосвязи наличных или необходимых средств и способов реализации соответствующего варианта стратегического направления достижения поставленной цели;

- принцип последовательности достижения цели, предусматривающий учет на каждом этапе реализации стратегических программ всех предшествующих и прогнозируемых результатов как в самой системе, так и в окружающей среде;

- принцип вариантности стратегически решений, свидетельствующий о том, что может быть несколько вариантов (путей, направлений) достижения цели. Причем в зависимости от объективно складывающейся внешней ситуации возможен и целесообразен переход от одного варианта к другому. Поэтому реализация этого принципа всегда предполагает наличие в стратегических программах нескольких возможных наиболее приемлемых вариантов;

- принцип вероятности результатов предусматривающий «мягкость», интервальность прогнозных параметров стратегических решений, образующих область допустимых значений поэтапных целевых результатов.

Необходимо отметить, что указанные принципы стратегического управления не имеют приоритетов и все одинаково важны». [6]

Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах, имеющее ряд таких сторон как функциональную, процессную и элементную.

Функциональный разрез служит для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм определения и обеспечения реализации целей. Объектами изучения выступают виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления и т.п., а также результаты деятельности организации, зависимость их от факторов воздействия внешней и внутренней среды. Процессный разрез необходим для понимания того, как формируется и действует технология управления. Объектами изучения выступают: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, затраты и т.п. Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, исследования внутреннего строения системы. Объектами изучения здесь выступают организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.

Стратегическое управление как прогнозное представление возможных изменений социальных систем не может дать точной и идеальной картины в будущем, поэтому в целом это не функциональная, а сугубо творческая коллективная мысль, обеспечивающая системное изменение организованной жизнедеятельности во взаимосвязи с динамикой социума.

Стратегии зрелых и переживающих упадок фирм

Фирмы, как и товар, имеют свой жизненный цикл (см. рис. 2.1), в котором выделяются стадии зарождения фирмы, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в фирме (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка.

С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает.

«Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то что могут производить совершенно разные товары. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:

- определить, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;

- установить, можно ли что-то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем. Например, использовать патенты, монопольные соглашения или обратиться за помощью к государству.

В разных странах одни и те же отрасли могут находиться на различных стадиях жизненного цикла, эти различия определяются состоянием и динамикой местного рынка. Например, производство автомобилей в США и Японии можно отнести к зрелым отраслям, в то же время в восточноевропейских странах автомобильная отрасль переживает стадию роста. Жизненный цикл отрасли может меняться под воздействием спроса, развития конкуренции, появления и распространения новых знаний (новые технологии производства, новые товары-заменители, новые потребности), изменения отраслевого окружения». [4]

Отраслевые

продажи

Время

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту