рефераты по менеджменту

Анализ альтернативных методов формирования структуры организации

Страница
1

Введение.

Эта курсовая работа посвящена изложению "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации" (Глава 3).

Тема, обозначенная на титульном листе, была сознательно сужена до конкретной методики, применявшейся на практике и в разработке которой автор курсовой работы принимал непосредственное участие. Структура организации понималась как вся внутренняя среда организации (в широком смысле). Изложение теоретических сведений управленческой науки было подчинено ограничению объема курсовой работы и желанию изложить конкретную методику.

Цель работы: упорядочить знания автора курсовой работы о системном и математическом подходах к управлению и продемонстрировать изящество "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации".

Основные задачи:

во-первых, раскрыть тему, придерживаясь структуры требований к курсовым работам по "Теории управления";

во-вторых, к изложению материала применить принципы системного подхода (системного анализа).

Наличие развернутого плана позволяет не приводить аннотацию работы.

Исторические корни "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации".

1.1. Математический подход к управлению.

Исторические корни математического подхода к управлению можно найти уже в открытиях Архимеда и работах Рене Декарта ("Геометрия", 1637 год). Да, да. "Основным достижением Декарта явился созданный им метод координат" [12]. Оси абсцисс и ординат, графики и диаграммы без них невозможно представить сегодня некоторые современные направления менеджмента, да и экономическую науку в целом. Продолжим этот великолепный ряд фамилий: Д.Рикардо, К.Маркс с его формализацией простого и расширенного воспроизводства, Дж.М.Кейнс и Н.Д.Кондратьев с их моделями макроэкономической среды, В.В.Леонтьев, Р.Акофф [1] и [2], И.Ансофф [3], С.С.Шаталин, Н.Н.Федоренко [20], В.М.Глушков [6] и [7] и многие, многие другие.

Основы современного понимания математического подхода к управлению (в рамках сформировавшегося на сегодняшний день предмета "Теории управления") заложили Черчмен, Марч, Саймон, Форрестр и Райф, применяя методы исследования операций, моделирования, теорию решений, математические модели, на фоне роста размеров корпораций, "холодной войны", спада производства и развития военно-промышленного комплекса.

Индустрия математического подхода к управлению выдавала методы и практические методики в соответствии с эволюцией теории и практики менеджмента, которая выдвигала на первый план то одни, то другие проблемы: в 50-60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления; в 60-70-е годы возникает стратегическое планирование; 80-е годы ознаменованы переходом передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению.

В ходе эволюции в рамках науки управления произошло слияние методов различных направлений (например, системный и математический подходы почти поглотили друг друга).

Резкому скачку популярности математического подхода к управлению в последние десятилетия способствовал прогресс в оргтехнике - от скоросшивателя и счетов к компьютеру. Возрастание значения информатики вызвало появление новой профессии - информационного менеджера.

"То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют “тихой управленческой революцией”. Ее начало совпало со вступлением западного общества в информационную стадию. На смену старой (рационалистической) парадигме управления приходит новая (неформальная), которую принято характеризовать как обновленческую, эмпирическую или маркетинговую, индивидуалистскую, “информационную” " [17].

1.2. Теории мотивации.

"Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации" [13].

Важность вопроса мотивации вполне соответствуют тому вниманию, которое было ему уделено теоретиками научного управления. В наибольшей мере требованиям практиков отвечала теория мотивации (иерархии потребностей), разработанная в 40-е годы Абрахамом Маслоу [10]. Согласно этой теории цели индивидуума ранжируются по степени важности следующим образом:

физиологическая потребность;

потребность в безопасности;

потребность в принадлежности к социальной группе;

потребность в уважении к себе;

потребность в самоутверждении.

Потребности первого порядка - это так называемые базисные потребности, которые связаны с обеспечением выживания (пища, одежда, жилье и т.д.). После того как эти потребности успешно удовлетворены, доминирующее значение, приобретают потребности следующего уровня, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться.

Потребность в принадлежности к социальной группе - это потребность объединяться с другими людьми.

Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации - это потребность самовыражения и осуществления желаемого.

Наряду с теорией мотивации и иерархией потребностей Абрахама Маслоу в литературе выделяют еще ряд теорий.

Так, в середине 50-х годов Ф.Херцберг разработал свою модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно его теории все мотивы к труду делятся на гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (сюда входят условия труда, его оплата и другие факторы, связанные с физиологическими потребностями человека), и непосредственно мотивации - факторы, связанные с характером и сущностью работы. Причем Херцберг считал, что гигиенические факторы не являются мотивами, но при их необеспечении возникает неудовлетворенность работой.

Другой теоретик в области мотивации - Дэвид Макклелланд считал, что гигиенические факторы вообще не стоит учитывать, так как вопрос удовлетворения физиологических потребностей уже решен (вероятно, с этим можно согласиться, учитывая высокий уровень жизнеобеспечения в экономически развитых странах), то все внимание следует уделить лишь трем человеческим потребностям: власти, успеху и причастности (потребности людей в круге знакомых, дружеских отношениях, оказании помощи).

Теории, непосредственно связанные с потребностями, получили название содержательных теорий мотивации и в целом ориентированы на две группы потребностей: первичных - связанных с физиологическими факторами и вторичных - являющихся по своей природе психологическими.

Несколько другой подход к рассматриваемой проблеме предлагают процессуальные теории мотивации. Так, Виктором Врумом была разработана теория, по которой мотивация зависит от трех факторов: ожидания возможного результата, ожидания вознаграждения от этого результата и ожидаемой ценности вознаграждения.

Иное объяснение мотивации дает теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затрачиваемые ими усилия и сопоставляют его с вознаграждением других людей. Если не удовлетворенного в получаемом вознаграждении человека своевременно не мотивировать, он значительно снизит интенсивность и качество труда.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту