рефераты по менеджменту

Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналом

Страница
3

Для того чтобы работники могли это сделать, им необходимо располагать знаниями о взаимосвязях внутрифирменной органи- зации. Если повышение квалификации способствует тому, что сотрудники фирмы получают информацию о целях и важнейших внутрифирменных взаимосвязях, оно тем самым служит гаранти- ей совместных целенаправленных действий: эффект повышения квалификации в этом случае будет состоять в стимулировании интеграции и целенаправленных действий фирмы.

Гибкость. Повышение квалификации может включать в себя инновационный эффект и повышение мобильности. Оба этих фактора объединены понятием "эффект гибкости". Благодаря повышению квалификации фирма наполняется новыми знания- ми, которые способствуют нахождению принципиально новых решений проблем или значительно их облегчают. Повышение квалификации способствует созданию инновационного климата на предприятии.

Эффект мобильности срабатывает в том случае, если в резуль- тате мероприятий по повышению квалификации расширяется горизонт работников как специалистов в определенной профес- сиональной области, а также развивается их способность адапти- роваться к смене трудовых заданий.

Упомянутые эффекты не достигаются автоматически, напро- тив, они возможны только в том случае, если мероприятия по повышению квалификации с самого начала ориентируются на достижение этих эффектов.

Факторы, влияющие на деятельность фирмы в области повышения квалификации

Одно из эмпирических исследований, проведенных в Герма- нии, показало, что на предприятиях кожевенной, текстильной и швейной отраслей промышленности 3,1% сотрудников участвует во внутрифирменных мероприятиях по повышению квалифика- ции. В энергетике этот показатель составляет 18,2%, в кредитных институтах и страховых компаниях — 41,2% (Weber, 1985). Эти различия, наглядно представленные на ил. 16, не случайны: они объясняются, в частности, различными условиями деятельности в отдельных отраслях и соответственно на отдельных фирмах.

Проводились широкомасштабные исследования факторов, оп- ределяющих степень активности в области повышения квалифи- кации на фирмах (см., в частности, Weber, 1985).

Потребность фирмы в повышении квалификации ее сотруд- ников находится в зависимости от трех факторов (схематически изображенной на ил. 17):

- изменений во внешней среде и на самой фирме;

- комплексности и концепции управления;

- специфических особенностей продуктов фирмы.

Рассмотрим их подробнее.

(1) Изменения во внешней среде и на самой фирме

Внешние изменения происходят, в частности, в технологии, в демографической области, в желаниях заказчиков или, напри- мер, в системе общественных норм и ценностей. Если фирмы хотят выжить в условиях пронизанного конкуренцией рынка, то они должны приспосабливаться к этим изменениям.

Фирмы, работающие на динамичных, изменяющихся рынках, характеризуются стремлением добиться по меньшей мере вре- менного преимущества над конкурентами за счет инноваций. Эта стратегия находит отражение в высокой степени интенсивности проводимых исследований и разработок.

Таким образом, первое место в процессе преобразований и изменений отводится НИОКР, которые требуют постоянной адаптации, актуализации знаний большей части сотрудников: из- менения в применяемой технике, новое оборудование, изменен- ные процессы, новые материалы и изделия неизбежно вынужда- ют практически каждого работника менять расстановку акцен- тов. Новые дополнительные знания необходимы для того, чтобы справиться с изменившимися задачами и требованиями.

Наряду с этими, ощутимыми непосредственно на отдельных рабочих местах, последствиями изменений большое значение имеет тот факт, что происходящие перемены требуют от работ- ников гибкости. Необходимое желание и способность перестраи- ваться могут быть развиты в ходе соответствующих тренировоч- ных мероприятий.

(2) Комплексность и концепция управления

На крупных предприятиях, основанных на разделении труда, особенно необходимы интегративные знания, т.е. знания о внут- рифирменных взаимосвязях как условие самостоятельной коор- динационной деятельности. С повышением комплексности, осо- бенно с ростом организационной единицы, эта потребность воз-

растает. Становится все труднее заранее удовлетворить потреб- ность в координации с помощью организационных норм. Ис- пользование неструктурных механизмов координации, в особен- ности с помощью повышения квалификации и тренировочных программ, способствует снижению спроса на структурные меха- низмы координации, т.е. на организационное регулирование.

Комплексность принятия решений повышается при динами- ческих изменениях внешней среды, которым в большей степени соответствуют так называемые органические формы организа- ции и управления (Burns/Stalker, 1961). Органические организа- ционные формы и органические формы управления характери- зуются децентрализованной координацией, а также высокой сте- пенью передачи прав на принятие решений и ответственности на нижние уровни управленческой иерархии и вовлечением нижестоящих сотрудников в процесс принятия решений "навер- ху". Они требуют от всех, кого это касается, в особенности от руководящих работников, знания внешней среды, которое явля- ется предпосылкой для самостоятельного выявления и решения новых возникающих перед фирмой проблем. Этот вариант управ- ления предполагает наличие большего числа общих ценностей и целей, а также — вследствие относительной независимости тех, кто принимает решения, — понимание внутрифирменных взаи- мосвязей. Поэтому очевидна и необходимость в мероприятиях по повышению квалификации с целью передачи интегративных зна- ний.

(3) Специфические особенности продуктов фирмы

Особенно интенсивные мероприятия по повышению квали- фикации проводятся, как показывают исследования, на тех пред- приятиях, где основную роль играют консультационная деятель- ность и сбыт продукции.

Непосредственный контакт с клиентами требует проведения мероприятий по повышению квалификации в областях коммуникации, ведения переговоров и "public relations". Консультационные услуги возможно оказывать только при наличии у консультанта достаточной компетенции. Поэтому кроме мероприятий по повышению квалификации в сфере осуществления контактов с клиентами большое значение имеют и вопросы из профессиональной области. Те промышленные фирмы, у которых главным является производственный процесс, характеризуются меньшей активностью в области повышения квалификации в сравнении с фирмами, занимающимися в основном сбытовой деятельностью.

Частота и интенсивность контактов с заказчиками зависят не только от концепции сбыта. Существенное влияние оказывает сам продукт, в особенности интенсивность его технического обслуживания и послепродажных услуг.

Послепродажное и техническое обслуживание продукта свя- зано с необходимостью специфической квалификации персона- ла. "Ноу-хау", необходимое для эффективного использования дорогого и требующего соответствующего послепродажного об- служивания продукта, передается изготовителем в ходе предла- гаемых программ и через дополнительные услуги по сбыту. С точки зрения потребителя, это означает повышение квалифика- ции вне фирмы, т.е. от других предприятий, однако часто это является первым шагом на пути к подготовке собственных тре- нировочных мероприятий в этой области.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту