рефераты по менеджменту

Классификация управленческих решений и их информационное обеспечение

Страница
2

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность управленческого решения проявляется, прежде всего, в цели управленческого решения. Цели управленческого решения должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды обитания человека, всестороннее развитие личности.

Правовая сущность управленческого решения состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при разработке управленческого решения может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов управленческого решения. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих компаниях управленческого решения проходит правовую и экологическую экспертизу.

Технологическая сущность управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения. Иногда разработчики управленческого решения не очень представляют себе объект, на который направлено управленческое решение, или используют устаревшую информацию. Бывают случаи, когда разработка управленческого решения приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных ресурсов, и при этом управленческое решение может потерять свою актуальность.

Информационное обеспечение управленческих решений

В разных областях знаний определение понятия информации интерпретируется по-разному. Например, в кибернетике, мате­матике - это количественная мера, уменьшающая неопреде­ленность. В менеджменте под информацией понимаются сведе­ния об объекте управления, явлениях внешней среды, их пара­метрах, свойствах и состоянии на конкретный момент времени.

Трудно переоценить роль информации в управлении. Она является предметом управленческого труда, средством обосно­вания управленческих решений, без которых процесс воздейст­вия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодей­ствия невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.

Высокой значимостью информации, используемой для раз­работки управленческих решений, обусловлены предъявляемые к ней требования: достоверности, полноты, своевременности, краткости, четкости, непротиворечивости и др.

Для принятия верного управленческого решения ключевое значение имеет признак существенности информации, в соответствии с которым вся информация делится на релевантную и нерелевантную.

Релевантная информация значима для управленческого решения, т. е. она содержит те данные которые следует принимать в расчет при подготовке информации для руководителя.

Нерелевантная информация содержит несущественные, избыточные данные о затратах и доходах.

Существуют два правила релевантности:

Правило №1. Информация для руководителя должна обеспечить правильное решение, это является главной характеристикой информации для руководителя.

Правило №2. Информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.

Суждение о том, что "информация - это власть" правомер­но хотя бы потому, что владение ею позволяет уменьшить веро­ятность принятия неверных решений. Такое требование, как полнота информации, определяет различные обстоятельства разработки и типы принимаемых решений: в условиях опреде­ленности, риска и неопределенности. А это, в свою очередь, сопряжено с использованием различных подходов, методов разработки решений с их результатами.

Источники сбора информации могут быть самыми разнооб­разными: от средств массовой информации до проведения спе­циальных исследований самостоятельно либо с обращением в соответствующие фирмы. Затраты на получение информации могут достигать значительных сумм, поэтому объем необходимой информации для решений должен оцениваться предварительно.

Методы сбора информации могут быть неформальными и формальными. К первой группе относятся способы получения информации путем непосредственного общения с подчиненны­ми, коллегами, клиентами, деловыми партнерами. Однако ди­намичность рыночных ситуаций потребовала ускорения процес­сов сбора, передачи, обработки информации, создания новых информационных технологий.

Компьютеризация процесса принятия решений - необхо­димость, обусловленная современными потребностями управ­ленческой деятельности [10,148]. Решение сложных проблем, требую­щих многовариантных расчетов, связано с огромными затрата­ми времени на их выполнение вручную.

Внедрение компьютерной техники и кардинальное измене­ние на этой основе информационно-коммуникационных процес­сов непосредственно влияют на принятие управленческих ре­шений. Постоянно возрастающий объем информации и относи­тельно низкая производительность труда людей, занятых ее обработкой, вызвали к жизни новые информационные техноло­гии (НИТ). Это целостные технологические системы по приня­тию управленческих решений, для которых характерны:

- новые технологии коммуникационных сетей ЭВМ (на ос­нове локальных и распределительных);

- новые технологии обработки информации на базе персо­нальных компьютеров и автоматизированных рабочих мест (ПЭВМ и АРМ);

- безбумажная технология, исключающая бумагу как носи­теля информации;

- технология использования искусственного интеллекта в процессе принятия решений на базе моделируемых систем с различными формами представления ситуации, экспертных сис­тем, знаний и т.п.

Основными компонентами структуры НИТ выступают:

• технические средства - ЭВМ и организационная техника;

• информационно-технологическое и программно-алгорит­мическое обеспечение;

• специально создаваемые организационные структуры управления, обеспечивающие эффективное использова­ние всех элементов НИТ.

Процесс принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения является сложным процессом, в основе которого лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент, и предположительно будут иметь место в перспективе.

Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

  • постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;
  • разработка вариантов решений: формулирование требований-ограничений, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;
  • выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;
  • организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту