рефераты по менеджменту

Разработка бизнес-плана внедрения нового продукта на рынок периодических изданий г.Екатеринбурга

Страница
3

Исторический опыт работы местных Советов, например 20-30-х лет, свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и их исполком были инстанциями единого централизованного аппарата самоуправления и не могли выполнять функции местного самоуправления в следствии отсутствия самостоятельности как материально-хозяйственной, так и управленческой. Советы были чисто государственными структурами с жестким вертикальным подчинением.

После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименования Советов рабочих и других депутатов в Совет депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. - последних у Совета народных депутатов. Переименования Советов не сделало их ближе к европейским требованиям: сохранилась все та же иєрархическая пирамида Советов - от местных к Верховной раде УССР, которое при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата.

В советской науке и практике термин "местное самоуправление" до конца 80-х лет не употреблялся. Только в начале 1990 г. под влиянием перестройки был принятый закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и хозяйства в СССР".

Соответственно этому закона система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления. При этом Советы определялись как главная инстанция этой системы. Вместе с тем они остались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократической централизации. Изменения в законодательстве про местные Совета не были подкреплены соответствующими поправками в Основном Законе - Конституции.

Начало реального построения местного самоуправления в Украине было положено принятием Верховной радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила распределение власти по демократическому принципу на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления. А уже 7.12.1990 г. Закон УССР "Про местные советы народных депутатов УССР и местное самоуправление' провозгласил демократические принципы местного самоуправления.

26.03.1992 г., в связи с учреждением в 1991 г. института Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, был принят новый Закон Украины "Про местные Совета народных депутатов и местное и региональное самоуправление'. Этот закон внес принципиальные изменения в статус местных Советов и фактически дополнил к тому времени Конституцию Украины.

Дальнейшее развитие самоуправления в новейшей истории Украины связанное с идейными противоречиями политических сил в стране, которые углубляются экономическим кризисом. Но все же компромиссы были найдены и 21.05.1997 г. был принятый закон Украины "Про местное самоуправление". Но теперь, в отличие от предыдущих, он уже подкреплен и защищен Конституцией Украины 1996 года, который дает возможность надеяться только на дальнейшее закрепление и осуществления принципов самоуправления на практике.

Органы местного самоуправления.

Прежде чем рассматривать систему самоуправления, нужно указать основные основы, на которых оно осуществляется:

- народовластие;

- законность;

- гласность;

- коллегиальность;

- объединения местных и государственных интересов;

- выборность;

- правовая, организационная и материально-финансовая самостоятельность в границах полномочий, определенных нынешним и другими законами;

- подотчетность и ответственность перед территориальными общинами их органов и должностных особ;

- государственная поддержка и гарантия местного самоуправления;

- судебная защита прав местного самоуправления (ст. 4 Закона Украины "Про местное самоуправление в Украине").

Систему местного самоуправления можно рассматривать как полный механизм осуществления власти на местах, механизм, который обеспечивает реализацию функций местного самоуправления.

Структура местного самоуправления самостоятельно определяется территориальной общиной или представительным органом местного самоуправления в границах, предусмотренных Конституцией Украины и действующим законодательством. Структура местного самоуправления какой-нибудь территориальной самоуправляющейся единицы включает:

- соответствующую территориальную общину, которая решает вопросы местного значения с помощью форм прямого волеизъявления граждан;

- представительный орган местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет);

- соответствующего сельского, поселкового, городского председателя;

- исполнительные органы местного самоуправления;

- городские советы, которые создаются в городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета;

- районного и областного совета, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;

- органы самоорганизации население.

Первичный субъект в структуре местного самоуправления - так называемые территориальные общины жителей села или города, которые решают вопросы местного значения по форме прямого волеизъявления:

- городской референдум;

- выборы депутатов соответствующего местного совета и предусмотренных законом должностных лиц местного самоуправления;

- общие сборы граждан по месту проживания;

- коллективные и индивидуальные обращения жителей города к органам и должностных лиц местного самоуправления;

- общественные слушания;

- участие в работе органов городского самоуправление и работа на выборных должностях городского самоуправления;

- другие, не запрещенные законом формы.

Предметом местного референдума может быть любой вопрос, отнесенный законом к ведению местного самоуправления. Решения , принятое местным референдумом, не требует какого-нибудь утверждения государственными органами и оно обязательно к выполнению соответственно Советом, местными органами государственной исполнительной власти, предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами, если оно не противоречит закону.

Общие сборы граждан созывают в населенных пунктах по месту жительству, которые не являются самостоятельными административно-территориальными образованиями.

Конституционное закрепление права территориальных общин на непосредственное участие в местном самоуправлении отвечает современным мировым политическим и научным стандартам и пониманиям о демократии.

Местное самоуправление может эффективно функционировать лишь при условии оптимального объединения непосредственной и представительной демократии. Согласно с ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

В Украине к этим органам относятся сельские, поселковые, городские Совета, состоящие из депутатов, избранных на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования, а также районные и областные Советы, устанавливая общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту