рефераты по менеджменту

Коммерческий риск инновационной деятельности

Страница
3

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч­ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:

1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа­ций, когда инновационный проект требует больших финан­совых средств, а предприятие не смогло их получить.

2. При выборе источника финансирования инновационно­го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование про­екта, второй - опора делается на внешние источники финан­сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ­ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:

§ утечка конфиденциальной информации либо по вине со­трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио­нажа;

§ несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон­курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;

§ замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;

§ недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании методов недо­бросовестной конкуренции;

§ появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;

§ выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей­ствует данная фирма;

§ появление местных новых фирм-конкурентов;

§ экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех­нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установ­ленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

Риск опротестования патентов, защищающих принципи­альные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительны­ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу­ществляет инновационный проект и рассчитывает на по­лучение монопольной прибыли.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин­новационной деятельности, — это маркетинговые риски, свя­занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче­редь обусловлены техническим и особенностями инновацион­ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком­плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя­тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра­ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со­бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя­занных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприя­тия при разработке инновационного проекта могут значитель­но увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значи­тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре­доставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион­ного проекта включают следующие:

§ риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то­варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали­зации новых изделий;

§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз­никающий в следующих ситуациях:

- когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;

- когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

- если выбран сегмент рынка, в кото­ром потребность в новшестве оценена неверно;

- если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб­ность в новшестве ограничена, и т. п.;

§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис­темы продвижения новшества к потребителю.

Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кре­дитные, инвестиционные и др.):

1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли

2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)

3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе

4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии

5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,

6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий

7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)

8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников

9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска.

Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту