рефераты по менеджменту

Источники инновационных возможностей

Страница
1

Понятие инновации.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями сиоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

· Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

· Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

· Изменение потребностей производственного процесса;

· Изменения в структуре отрасли или рынка;

· Демографические изменения;

· Изменения в восприятии и в ценностных установках;

· Новые знания, научные и ненаучные.

Инновация есть скорее есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

Рассмотрим последовательно все вышеперечисленные источники инновационных возможностей. При этом, однако, надо помнить, что границы между этими источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем, каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.

Неожиданное событие.

Неожиданный успех. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инноваци, чем неожиданный успех. Нет области, в которой инновационные возможности были бы связаны с меньшим риском, а осуществление инноваций было бы менее трудоёмко. Однако неожиданным успехом чаще всего пренебрегают, даже хуже, руководство склонно его энергично отталкивать. Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, способности смотреть в лицо реальности, кокретных политических мер и смирения, позволяющего сказать: “Мы были неправы.” Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства.

Неожиданный успех - не просто благоприятная возможность для нововведений, он сам вызывает необходимость этих нововведений.

Неожиданный успех необходимо изучить с целью выявления следующих из него инновационных возможностей, задаваясь следующими вопросами:

· Какие выгоды даст использование неожиданного успеха?

· К чему это приведёт?

· Что необходимо сделать, чтобы превратить успех в инновационную возможность?

· Как это сделать?

Неожиданная неудача. Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнутыми и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных возможностей они воспринимаются ещё реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, алчности, некомпетентности в планировании или исполнении. Но если проект терпит неудачу, невзирая на тщательное планирование и добросовестное исполнение, - такая неудача указывает на необходимость изменений, то есть на скрытые инновационные возможности.

Несоответствие между реальностью и её отображением.

Как и неожиданные события, несоответствия являются верным признаком инноваций: либо тех, которые уже произошли, либо тех, которые можно вызвать.

Несоответствие - это расхождение, диссонанс между тем, что есть и тем, что “должно быть”. Если воспользоваться геологическим термином, то можно сказать, что несоответствие говорит о скрытом “разломе”. Такой “разлом” напрямую говорит о необходимости произвести инновацию. Он создаёт нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социально- экономические структуры. Однако несоответствия, как правило, не проявляются в цифрах и отчётах, получаемых руководителями, то есть в них больше качественного, а не количественного аспекта.

Различают следующие виды несоответствий:

· несоответствие между экономическими реалиями общества;

· несоответствие между реальным положением в отрасли и планами;

· несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей её продукции;

· внутреннее несоответствие в ритме или в логике технологических процессов.

Потребности производственного процесса.

“Возможность - есть источник инновации,” - так можно охарактеризовать лейтмотив двух предыдущих разделов.

В данном случае инновация начинается не с события, а с задачи. То есть здесь “необходимость - причина изобретения”. Речь идёт о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, о перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. Иногда, например, необходимо добавить всего лишь одно звено, но без новых знаний этого сделать невозможно.

Итак, для претворения в жизнь инновационных решений, основывающихся на потребности производственного процесса, требуется наличие пяти основных критериев:

· автономный процесс;

· одно “слабое” или “отсутствующее” звено в нём;

· чёткое определение цели;

· конкретизация решения;

· широкое понимание пользы предложения.

Существует также три основных ограничивающих фактора, без которых осуществление такой инновации не будет возможно:

· необходимо разобраться в сути потребности. а не просто интуитивно прочувствовать её;

· необходимы какие-то новые знания, чтобы не только разбиратьься в процессе, но и знать, как действовать.

· решение должно соответствовать привычкам и ориентациям потенциальных потребителей.

Отраслевые и рыночные структуры.

При в рыночных или отраслевых структурах ведущие производители оставляют без должного внимания наиболее быстро растущие сегменты рынка. Возникшие в новой ситуации возможности роста редко вписываются в существующую рыночную политику. Поэтому инновационно настроенные компании получают широкое поле деятельности.

Можно указать четыре надёжных, хорошо заметных показателя грядущих перемен в отраслевой структуре:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту