рефераты по менеджменту

Организация труда в новых экономических условиях

Страница
3

Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесто­ронний, комплексный подход к решению проблем организа­ции труда на предприятии, более четко представить меха­низм воздействия НОТ на работника и само производство. Функции НОТ — это ее свойства и признаки. Для научной организации труда должно быть характерным единство ука­занных функций.

Место организации труда в системе организации деятель­ности.

Требование системного похода к производству как одно из главных условий его эффективности определяет важность раскрытия взаимосвязей и взаимообусловленности всех ор­ганизационных явлений и процессов на производстве.

В законченном виде организация производства как ди­намичная система может быть представлена в виде совокуп­ности трех подсистем: организации технологических процес­сов, организации труда и организации управления.

Требует пояснения понятие «организация технологиче­ских процессов». Это та совокупность организационных ре­шений, которая определяет порядок функционирования средств производства, их сочетание и пространственное раз­мещение, а также порядок осуществления технологических операций и процедур, составляющих существо каждого вида производственной деятельности.

Принципиальная схема организации производства мо­жет быть представлена в виде матричной таблицы, в которой слева по вертикали указываются виды деятельности на про­мышленном предприятии. Они могут быть детализированы или укрупнены, их можно дать в любой группировке: по фа­зам производства, по структурным подразделениям или по другим признакам. При этом должно соблюдаться обязатель­ное требование: необходимо указывать все виды деятельно­сти на предприятии. Сверху по горизонтали в таблице указы­вается система организации производства в составе ее трех подсистем: подсистемы организации технологических про­цессов (ОТП), подсистемы организации труда (ОТ) и под­системы организации управления (ОУ). Предположим, что процесс промышленного производства складывается из сле­дующих видов деятельности:

1. Технико-технологическая подготовка производства (разработка технической и технологической документации на орудия производства, технологию, предметы труда, готовые изделия).

2. Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

3. Материальная подготовка производства, снабжение его всем необходимым: машинами, механизмами, оснасткой, сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией и т.д.

Эти виды деятельности предшествуют производству ма­териальных благ и являются основными компонентами про­цесса производства.

4. Осуществление основного производственного процесса по выпуску продукции в соответствии со специализацией предприятия.

5. Осуществление вспомогательных и обслуживающих производственных процессов (ремонтные работы, энергети­ческое и транспортное обслуживание, контроль качества про­дукции, хранение сырья, материалов и готовой продукции, хозяйственные работы и др.).

6. Маркетинг.

7. Финансовая деятельность.

8. Управление производством (предприятием) — менедж­мент.

Элементы организации труда и ее формы

Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квали­фикации работников. Работа с кадрами относится к организа­ции труда, потому что без обеспечения определенного уров­ня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве.

Подготовке кадров должен предшествовать профессио­нальный отбор кандидатов на то или иное рабочее место. В нашей стране профессиональный отбор получил распростра­нение пока лишь для укомплектования должностей и про­фессий, которые предъявляют очень высокие требования к психофизиологическим качествам работника и к его здоро­вью. Однако задача профессионального отбора — определе­ние пригодности человека к выполнению конкретной рабо­ты и подбор наиболее эффективных исполнителей и руково­дителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей — такая задача становится актуальной в системе рыночных отношений.

Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных пси­хофизиологических параметров человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестового и других методов контроля. При профессиональном отборе необходи­мо обращать особое внимание на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, трени­ровке, формированию и которые определяются генотипом человека в отличие от фенотипа — совокупности свойств че­ловека, которые можно формировать или изменять. Пере­чень необходимых для конкретной профессии личных ка­честв исполнителя отражается в профессиограммах — доку­ментах, и которых формулируются требования к предпола­гаемым исполнителям или работникам вообще. Подготовка рабочих для современного производства осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве. Реформа об­щеобразовательной и профессиональной школ предусматри­вает превращение профессионально-технического образова­ния в основную форму подготовки квалифицированных ра­бочих путем создания единого типа многопрофильных проф­техучилищ со средним сроком обучения три года для окон­чивших неполную среднюю школу и до одного года — для выпускников средней школы.

Профессиональное обучение на производстве охватыва­ет подготовку новых рабочих, переподготовку и обучение вто­рым профессиям, повышение их квалификации.

Подготовка новых рабочих на производстве осуществля­ется в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах и курсовой системы обучения на учебно-про­изводственной базе предприятия или в учебно-курсовых ком­бинатах. На предприятиях подготовка молодых рабочих про­водится под руководством не освобожденных от основной работы квалифицированных рабочих, в учебно-курсовых ком­бинатах — под руководством мастеров производственного обучения.

Переподготовка преследует цель обучения рабочих но­вым профессиям в соответствии с требованиями научно-тех­нического прогресса.

Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профиля рабочих, на возможность совме­щения профессий в целях повышения производительности труда, повышения его содержательности и привлекательно­сти.

Современное производство требует постоянного роста профессионального мастерства рабочих, совершенствования их знаний, навыков, умений. Этому способствует система повышения квалификации рабочих, которая осуществляется путем обучения на производственно-технических курсах, кур­сах целевого назначения (или овладения новой техникой и технологией), на курсах бригадиров и др. Большое значение приобретает в современных условиях переподготовка работников в соответствии с требованиями рынка труда. Эту работу организует Федеральная служба за­нятости населения.

Важным элементом организации труда является разде­ление труда, т.е. обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. Это — отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закрепле­нии за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических опе­раций. Решение этого вопроса должно предусматривать на­ряду с требованием наиболее рационального использования рабочего времени и квалификации работника такую его спе­циализацию, чтобы сохранялась содержательность труда, не допускалась его монотонность, обеспечивалась гармониза­ция физических и психических нагрузок.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту