рефераты по менеджменту

Сравнение деловых культур России и США

Страница
1

Введение

Деловую культуру можно определить как «характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений».

Люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. Поведение других народов имеет свои причины. Здесь существуют свои характерные черты, закономерности и традиции.

Внимание к культурным корням и национальным особенностям других людей, как в обществе, так и в сфере бизнеса позволит нам предвидеть и удивительно точно просчитать то, как они будут реагировать на наши предложения. Более того, мы сможем в определенной степени предсказать их отношение к нам. Практическое знание базовых черт других культур сведет к минимуму неприятные сюрпризы, даст нам необходимое понимание, которое позволит преодолеть трудности общения с представителями других стран.

Огромное количество сделок в мире ежедневно срывается из-за того, что либо один из участников, либо оба пытаются заставить партнеров при­нять чужое видение мира, чужие «правила игры», навязать свои нормы пове­дения. При этом каждый из них убежден, что партнер отказывается от них либо просто по какому-то недоразумению, либо за­мыслил что-то, желая заманить на «свою площадку».

Цель данной работы — рассмотреть российскую деловую культуру в сопоставлении с деловой культурой основного делового партнера России — США.

Сравнение деловых культур России и США

Сравнение деловых культур построено на основе двух подходов: диф­ференцирующего, ориентированного на выявление различий, и интегрирую­щего, ориентированного на поиск сходства.

Выбор американской деловой культуры обус­ловлен очевидными причинами:

  1. США в силу ряда причин является лидирующей, а в отдельных регионах мира доминирующей, своеобразным законодателем «правил игры».
  2. Американская деловая культура представляет собой синтез разных ведущих деловых культур мира (британской, голландской и германской).
  3. Американский капитал занимает первое место в современ­ной России и по объему инвестиций, и по количеству СП.

Дифференцирующий подход (различия)

Для сравнения деловых культур ученые используют сравнительный профиль деловых культур. По общему мнению теоретиков и практиков наиболее важными являются девять параметров: 1) коллективизм – инди­видуализм; 2) ориентация на людей, участвующих в совместной деятельнос­ти, – ориентация на само дело; 3) демократизм – авторитаризм; 4) полиактив­ность – моноактивность; 5) высокая зависимость от культуры – низкая зави­симость от культуры; 6) эмоциональность – рациональность; 7) ориентация только на собственный выигрыш – ориентация на взаимный выигрыш; 8) отношение к прибыли как к норме–средству – отношение к прибыли как к норме–цели; 9) монологичность–диалогичность во время переговоров.

1. Индивидуализм-коллективизм

– степень зависимости индивида от группы.

В одних обществах и культурах в системе ценностей превалируют коллективистские подходы и принципы, в других акцент делается на индивидуалистских чаяниях и стремлениях личности. Часто, характеризуя то или иное общество, говорят: «это общество коллективистов», или «это общество индивидуалистов». Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя как часть группы, а уже затем как отдельную личность. В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место. Для США характерна максимальная степень индивидуализма. Американцы откровенно высказывают критические замечания своим коллегам. Работники на службе продвигаются и нанимаются исключительно только со своими личными достоинствами. В организациях на работе управление ориентировано на личность, а не на группу. Каждый американец в своей работе ориентирована на личный успех и карьеру. Для России характерен коллективизм, ориентация человека на группу, свойство, в значительной степени культивировавшееся преднамеренно в со­ветские времена как важнейшее средство тоталитарного контроля.

2. Ориентация на людей - ориентация на дело

– приоритет для человека либо результата, либо сохранения хороших отношений с другими людьми в процессе работы.

Для США характерно ориентация на дело. Акцент, даже среди друзей делается на соревновательность и высокие результаты. В России при управлении менеджеры ориентируются на человека, на развитие отношений между сотрудниками организации. Для них главнее сохранить команду, чем достигнуть какой-либо цели.

3. Демократизм-авторитаризм

– тип иерархии, тип отношений власти и подчинения.

Для США характерна низкая степень дистанции власти. В работе иерархия не воспринимается как естественное состояние или единственно возможный базовый принцип построения организационной структуры. Иерархия – это всего лишь временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления повышающее его эффективность. Поэтому руководитель, едва выйдя из офиса, обычно перестает быть босом для подчиненных и превращается обычного Джона, Пита и т.п. В связи с этим лучший босс – это грамотный и наделенный дополнительными ресурсами (как административно-финансовыми, связанные с должностью, так и личными талантами и способностями) демократ. Восприятие иерархии как временного ролевого неравенства обуславливает иной характер взаимодействий босс – подчиненный. Разницы между приятелем и коллегой в Америке практически не существует. На работе все за редким исключением называют друг друга по имени. Для России характерно преобладание авторитарных руководителей. В организации начальник выстраивает строгую административную иерархию, где за каждым работником жестко закреплены его трудовые обязанности.

4. полиактивность-моноактивность

–определения способа, каким в данной культуре принято организовывать свою деятельность.

Американцы весьма моноактивны, т.е. делают в данный промежуток времени одно дело, полностью сосредотачиваются на нем и выполняют по заранее составленному графику. Они полагают, что при такой организации труда они смогут действовать более эффективной, успеют сделать больше. Американца систематически планируют свое будущее, работают в фиксированное время, при разговоре редко перебивают, уважают официальность. Американские менеджеры будут демонстрировать и приобретать технические умения, опираться на факты и логику, а не на чувства и эмоции, они будут ориентироваться на сделку, концентрировать свое внимание на подчиненных на непосредственной задачей результатах. Они организованы, твердо придерживаются повестки дня, и вдохновляют подчиненных тщательным планированием. Русские в основном полиактивны – стараются делать сразу несколько дел, не закончив одно дело, переключаются на другое.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту