рефераты по менеджменту

Общение и коммуникации

Страница
3

Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте опре­деляется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факто­ры (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто исполь­зуют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Коммуникационный стиль в четвертом квадранте связан с защи­той себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко ис­пользуется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «тор­говля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обрат­ной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуни­кации.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных комму­никационных стилей является наиболее желательным. Однако прак­тика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является на­стоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение рас­крыть себя и умение слушать других.

Невербальная коммуникация.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью го­лоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречи­ва. Б такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Основные типы невербаль­ной коммуникации приводятся в табл. 1.

Таблица 1. Невербальнаякоммуникация

Основные типы невербальной коммуникации

Примеры

Движения тела

Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы

Личные физические качества

Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура

Речь

Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п.

Использование среды

Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помеще­ния себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории

Физическая среда

Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятость, освещенность, шум

Время

Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса

Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них являются образцами культуры, в которой «рос» чело­век. В той степени, в которой они используются как образцы поведе­ния и имеют при этом символическое значение, они могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемая из­вестной двум участвующим сторонам системой словесных кодов. Определенные жесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуника­ционного процесса не находится с индивидом в отношениях интим­ного характера. Замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре. Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководите­ля в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участни­ки заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безраз­личии к обсуждаемому вопросу.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бес­сознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надеж­ным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информа­цией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межлич­ностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы.

Заключение.

Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной системы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффектив­ным образом в соответствии со сложившейся ситуацией. Существу­ют различные стили управления, использование которых также носит ситуационный характер. Порой ключевую роль в коммуника­ции играют ее невербальные формы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту