рефераты по менеджменту

Инновационный процесс. Подходы к его изучению основные этапы

Страница
1

Введение.

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:

· разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

· дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

· закрытие старых производств

Под термином "инновация" понимается процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, что находит воплощение в новых продуктах и технологиях. Инновация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю ткань общества, все сферы человеческой деятельности. Поэтому целесообразно рассмотреть виды инноваций:

· технологические инновации,

· экологические инновации,

· организационно-производственные инновации,

· управленческие инновации,

· военные (военно-стратегические) инновации,

· экономические инновации,

· социально-политические инновации,

· государственно-правовые инновации,

· инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.).

Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации можно разделить на:

· базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),

· улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),

· микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),

· псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

Наконец, следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:

· глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),

· национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),

· региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),

· локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),

· точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).

Однако создать инновацию – это полдела. Вторая половина, и не менее важная с точки зрения достижения конечного результата, представить ее на рынке, «продать». Вначале следует говорить о внедрении инноваций. Это может происходить на коммерческой основе, то есть за деньги. Тогда это то, что принято называть коммерциализацией.

Инновационный процесс. Подходы к его изучению, основные этапы.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

· во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

· во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

Характеристика инновационного процесса

Характеристика процесса

Инновационный процесс

1 Конечная цель

1. Удовлетворение новой общественной потребности

2. Пути достижения цели

2. Многочисленны и неопределенны. Требуется разработка новых стратегий

3. риск при достижении цели

3. Высокий

4. Тип процесса

4. Дискретный

5.Управляемость, как целым, возможности планирования

5. Низкие. Требуется стратегическое управление

6. Планы

6. Долгосрочные, возможна их корректировка

7. Развитие системы, в рамках которых осуществляется процесс

7. Переход на новый уровень развития. Требуется разработка проекта и программы реализации стратегических изменений.

8. Взаимодействие интересов участников финансового процесса

8. Вступает в противоречия

9. Степень совпадения интересов участников процесса

9. Низкая

10. Распределение сфер ответственности

10. Перераспределяет

11. Формы организации

11. Гибкие, мо слабой структуризацией

Рис.1 Основные этапы инновационного процесса.

В ходе первого этапа происходит выдвижение научно-технических идей. Завершаются научно-исследовательские работы обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

На втором этапе выполнение прикладных научно-исследовательских работ связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту