рефераты по менеджменту

Управление дебиторской задолженностью

Страница
9

Опираясь на выводы из проведенного анализа, исследуем кредитную политику фирмы, которая определила такое состояние дебиторской задолженности.

Анализ кредитной политики ЗАО «»

На первом этапе анализаопределяются принципы кредитной политики ЗАО «». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) кредита. Тип кредитной политики, применяемый в данное время фирмой, конкретно по мнению автора, невыражен.

С одной стороны - это агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики, потому что: (1) высокий уровень кредитного риска; (2) доля оборотных активов в общих активах на протяжении 4 лет составляла 90 %.

С другой стороны - это консервативный (или жесткий) тип кредитной политики, потому что: (1) установлен минимальный срок предоставления кредита - 30 дней; (2) отсутствует система скидок при осуществлении досрочных расчетов за приобретенную продукцию.

При этом, лишь 27 % (5 767 / 21 281) дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ЗАО «», находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной политики.

На втором этапе анализаопределяется политика предоставления коммерческих кредитов в ЗАО «».

· Срок установленного кредита в ЗАО «» – 30 дней;

· Система скидок, стандарты кредитоспособности и политика инкассации полностью отсутствуют в ЗАО «». Сумма по высоко рисковым счетам в 2002 году составила 7 955 Лт;

· Основной кредитный инструмент, используемый в ЗАО «» - открытый счет;

На третьем этапе анализаопределяется годовая процентная ставка по сумме кредиторской задолженности. Она вычисляется по следующей формуле:

D * 360 360

CV = ------------- = ------------------ = 12 % годовых, (2. 4.)

P 30 дней

CV (Credits Value) - Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

D (Discount) - Скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении срочного расчета за приобретенный товар, в %;

P (Period) – Установленный срок предоставления кредита, в днях.

Как видно из результата вычислений, в настоящий момент в ЗАО «» стоимость кредита составляет 12 % годовых (360 / 30).

На четвертом этапе нализа выяснено, что современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют в фирме.

Зафиксируем полученные результаты:

1. Отсутствие стратегического направления кредитной политики;

2. Фирма предоставляет своим контрагентам 30- дневный кредит без льготных условий (система скидок отсутствует);

3. Полностью отсутствуют стандарты кредитоспособности;

4. В числе партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью риска. Сумма по по таким рисковым счетам по данным учета в 2002 году составила 7 955 Лт или 37 % от всей суммы дебиторской задолжености;

5. Политика инкассации в ЗАО «» не сформированна;

6. Основной кредитный инструмент, используемый в ЗАО «» - открытый счет;

7. Стоимость предоставляемого кредита составляет 12 % годовых;

8. Современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют на предприятии.

Выводы

Перечисленные выше результаты анализа кредитной политики ЗАО «» позволяют понять, что в организации отсутствует продуманная стратегия кредитной политики. Политика фирмы «» в области оплаты счетов к получению является излишне жесткой (условие «нетто, 30»). Об этом свидетельствует тот факт, что немногочисленные счета к получению (27 %) по данным реестра «старения» счетов дебиторов оплачиваются точно в срок, одновременно объем продаж по сравнению с 2001 годом снизился на 13 %, а прибыль – с отрицательным значением (-19997 Лт).

Вместе с тем, в результате отсутствия в фирме каких-либо стандартов кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем претендентам без исключения) и политики инкассации, сумма по счетам с высокой степенью риска в 2002 году составила 37 % от всей суммы дебиторской задолженности.

В такой ситуации, видимо, было бы целесообразно несколько смягчить стандартные условия оплаты, применяемые для контроля за погашением дебиторской задолженности и одновременно, выработать менее лояльную политику инкассации. В совокупности такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики.

Неэффективное управление дебиторской задолженностью общества «», на взгляд автора, может являться одной из причин несостоятельности рассматриваемого общества.

Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества «»

Ранее выполненный анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью, призванные поддержать жизнеспособность общества «» в обозримом будущем, на наш взгляд, могут быть следующие: проведение мер финансового оздоровления, разработка адекватной кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, а также обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (таблица 10).

А. Проведение мер финансового оздоровления

Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы банкротства. Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:

· анализ материальных активов с целью выяснения их дальнейшего использования. По каждому элементу основных фондов необходимо принять одно из следующих решений: оставить в неизменном виде, отремонтировать и модернизировать для собственного пользования, сдать в аренду, продать.

· повышение квалификации кадров, прежде всего менеджеров фирмы.

· особое значение для финансового оздоровления имеет выработка комплекса мер по формированию разумной политики управления дебиторской, а также кредиторской задолженностями («р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты кредиторской задолженности).

· формирование маркетинговой стратегии (ассортиментная политика, ценовая политика, стимулирование сбыта).

Б. Разработка кредитной политики ЗАО «»

Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т. к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем компромисное решение, суть которого наглядно представлена ниже:

Рис. 8.

Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:

1) увеличение периода предоставления кредита до 45 дней;

2) введение системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);

3) повышение стоимости кредита с 12 % до 24 % в год, что должно стимулировать клиентов воспользоваться скидкой. Сравнительный анализ условий кредита, установленного в настоящее время в ЗАО «», и предложенных условий кредита приведен на рисунке 9. И в том и другом случае, при неизменной величине скидки, стоимость коммерческого кредита уменьшается по мере увеличения срока кредита. Расчет приводится в приложении № 12.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту