· вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
· диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация «Nestle», имеющая более 90% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д.
Таким образом, мы видим, что организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно развивающийся процесс, соответствующий происходящим в производстве ТНК изменениям.
В западной экономической литературе можно встретить множество названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др.
Считаем, что наиболее целесообразно придерживаться следующей классификации: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов ТНК (см. таблицу 3). Сравнение различных видов ТНК достаточно интересно, тем более что российские крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды ТНК, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.
Таблица 3.
Характеристика видов ТНК
|   Характеристические признаки  |    Интернациональные корпорации  |    Многонациональные корпорации  |    Глобальные корпорации  |  
|  
 1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов  |   
 Этноцентрический  |   
 Полицентрический или региоцентрический  |   
 Геоцентрический  |  
|  
 2. Ориентация  |   
 Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта.  |   
 Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную.  |   
 Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.  |  
|  
 3. Отношение к зарубежному рынку  |   
 Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании.  |   
 Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.  |   
 Ареной деятельности является весь мир.  |  
|  
 4. Уровень централизации принятия управленческих решений  |   
 Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.  |   
 Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами.  |   
 Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами  |  
|  
 5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов  |   
 Сильный контроль со стороны материнской компании.  |   
 Филиалы, как правило, автономны.  |   
 Филиалы, как правило, автономны  |  
|  
 6. Кадровая политика  |   
 Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом.  |   
 В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты.  |   
 Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты.  |  
|  
 7. Организационная структура  |   
 Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов.  |   
 Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов.  |   
 Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами.  |  
|  
 8. Информационные потоки  |   
 Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.  |   
 Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами.  |   
 Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.  |  
Интернациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.
Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно‑исследовательских разработок.
В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.