рефераты по менеджменту

Динамика развития транснациональных компаний

Страница
9

В сырьевом секторе доминирующим фактором транснационализации корпораций является поиск более дешевых ресурсов. Исходным пунктом служат инвестиции в другие страны, что в дальнейшем формирует торговые потоки. Фирма для получения доступа к зарубежному сырью сразу осуществляет прямые инвестиции и начинает экспортировать это сырье из принимающей страны. Таким образом, отправной точкой служат ПИИ, а внешнеторговые потоки являются производными от них.

В секторе услуг выход фирм на мировой рынок с самого начала требует создания зарубежных филиалов, которые на месте оказывают клиентам соответствующие услуги. Необходимость непосредственного присутствия фирм сферы услуг на рынках других стран предопределила фундаментальные сдвиги в структуре ПИИ в пользу этого сектора. Но в структуре самого сектора происходят серьезные изменения - благодаря развитию телекоммуникаций обеспечивается растущая «транспортабельность» информационных услуг. В результате потребность в ПИИ при оказании такого рода услуг снижается. Одновременно открывается дорога для международного бизнеса в новых видах услуг, например, в обработке информации или ведении бухгалтерского учета. Иными словами, речь идет о функциях, которые ранее обычно осуществлялись каждой компанией самостоятельно. Теперь же можно не содержать дорогостоящий штат собственных постоянных сотрудников, а по мере необходимости обращаться к высококвалифицированным услугам специализированных фирм, большинство из которых строит свою деятельность на транснациональной основе. Такая форма вложения капитала пока не характерна для развивающихся стран и Восточной Европы, так как требует определенного уровня развития технической базы информации и подготовки кадров, но нельзя исключать подобную возможность создания филиалов специальных компаний с использованием местной рабочей силы.

Интересна тенденция, наметившаяся в работе экспортных фирм по передаче части функций, относящихся к внутренней деятельности предприятия, другим, самостоятельным фирмам. При этом целью такой реорганизации может быть только повышение производительности. Опыт многих немецких предприятий по выделению из круга своих задач логистики (т. е. планирования и обеспечения материально-технического снабжения, включая оптимизацию транспорта, складирования, доставки, сбытовых операций) показал высокую эффективность данного процесса. Один из самых крупных проектов вычленения логистики осуществлялся в группе бумажных фабрик «Hannover Papier», принадлежащей южноафриканской компании «Saapi». Проект охватывал пять европейских фабрик и в качестве партнеров пять возглавляемых их владельцами средних транспортных предприятий, которые действовали как единое рабочее содружество. В результате значительно ускорились сроки доставки готовой продукции потребителю, а общие расходы на логистику снизились на 10%. Занимающаяся кофе фирма «Tchibo», желая сохранить свое влияние на продажу продукции, свой логистический центр в Мекленбурге (Передней Померании) передала другой компании (49% - транспортно‑экспедиционному агентству «Kuehne & Nagel»), сохранив за собой 51% акций (7, с. 17). Главное преимущество такого процесса - то, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сокращаются расходы за счет более эффективного использования транспортных мощностей, лучшего технического и организационного управления логистикой (например, систем управления складами). Передача сферы логистики внешней фирме снижает расходы на предприятии, позволяет сконцентрировать силы на решении основных задач и улучшает обслуживание. Такой путь облегчает завоевание новых рынков, увеличение объема экспорта и снижение экспортных издержек. Можно рассматривать его как одно из новых явлений в тактике ТНК, приемлемых для российских фирм (следует сразу использовать наиболее удачные и современные методы). Главное здесь - доверие партнеров и правильное оформление договоров.

Таким образом, связь ПИИ и экспорта в деятельности ТНК неоднозначна и должна рассматриваться на уровне отдельных рынков и отраслей. Можно с уверенностью констатировать два факта: во-первых, внешняя торговля обычно перерастает в прямые инвестиции и, во-вторых, в целом ПИИ способствуют расширению торговых операций. Общим результатом становится дальнейшая интенсификация международного экономического взаимодействия. Традиционная схема взаимосвязи торговли и ПИИ уступает место комплексным взаимосвязям, где растущее значение приобретают международные торговые потоки внутри системы ТНК, т. е. между родительскими фирмами и их зарубежными филиалами, и между самими филиалами (для ТНК США - доля внутрикорпоративных поставок в 1993 г. составила 60% в общем объеме экспорта из их зарубежных филиалов). Расширение масштабов международного разделения труда в рамках ТНК базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и другой деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений фирм.

Для стратегии ТНК 90-х гг. 20 века характерны следующие черты:

Во-первых, рост межфирменных слияний и приобретений других фирм как способ приобретения производственных мощностей за рубежом для поддержания и усиления своей международной конкурентоспособности. Особенно наглядно этот процесс проявился в Западной Европе, где в 1995 г. объем продаж фирм в иностранное владение составил 50 млрд. дол., а приобретение иностранных фирм превысило 66 млрд. дол. Слияния и поглощения конкурирующих компаний затронули в 90-е гг. 20 века крупнейшие ТНК: «Даймлер-Бенц» и «Крайслер», борьба «Фольксвагена» и «БМВ» вокруг «Роллс-Ройс», слияние аэрокосмических компаний «Боинг» и «Макдоннел-Дуглас», в результате поставившее под контроль до 70% мирового рынка гражданских самолетов. Стратегические альянсы между ТНК, как правило, являются долгосрочными и охватывают в разных случаях различные стадии всей цепочки - от научных разработок до совместного производства и сбыта.

Следовательно, тенденцией развития ТНК в современных условиях является сочетание конкуренции и сотрудничества. То и другое дает положительные результаты, если опирается на экономические достижения и преимущества каждого из участников. Отсюда следуют выводы и для российских компаний: рассчитывать на успех в конкуренции на мировом рынке трудно, а вот в сфере сотрудничества, несомненно, есть возможности и перспективы.

Во-вторых, в отраслевом аспекте внимание ТНК все более привлекают сфера услуг и инфраструктуры, которые ранее мало интересовали международные компании и были преимущественно сферами деятельности естественных монополий (это прежде всего телекоммуникации). В настоящее время они превратились в конкурентные отрасли с большим потенциалом для прибыльного инвестирования. Например, среди крупнейших ТНК США вперед выдвигаются новые компании в области телекоммуникаций и информационных технологий, такие как «Microsoft», «Oracle», «Netscare», которые основываются, прежде всего, на концепции единого программного обеспечения. Поколение молодых предприятий, работающих в сети «Интернет», сразу получили доступ к мировому информационному пространству. Роль пионеров в новейших информационных технологиях изначально определяет глобальную, транснациональную стратегию компаний. Укрепляя позиции на переднем крае науки в области биотехнологий, генной инженерии, мобильной связи, фирмы США создали консорциумы предприятий «Iridium», «Global Star», «Teledisc».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту