Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении фирмой в целом.
Контроль качества продукции.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надёжность в эксплуатации) является одним из важных средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определённого гарантийного срока после установки оборудования на предприятие заказчика. Поэтому контроль качества продукции стал составной частью производственного процесса и направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Контроль качества в масштабах всей фирмы возложен на центральную службу контроля качества, в функцию которой входит разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснения причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий.
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления фирмой на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности фирмы.
Контроль является третьей и последней из основных стадий управления по результатам. В то же время на практике это основа планирования на новый отчётный период уже начавшийся или только начинающийся. Объекты, временные интервалы и точные моменты контроля определяются уже на стадии планирования.
Рассмотрим процесс управления по результатам:
рис № 5 
|   Устремления  |    Определение результатов  |  ||||||
|  
 В чём состоит основная цель деятельности?  |   
 Выработка курса действий и коллективных идей  |  ||||||
|  
 Каких результатов добивается организация?  |   
 Определение генеральных целей, стратегий, ключевых результатов и задач организации.  |  ||||||
|  
 Каких результатов добиваюсь я как член организации.  |   
 Определение и включение в календарный план ключевых результатов и целей отдельных работников.  |  ||||||
|  
 
 
  |    Люди Дела Окружение.  |   
 Существенные внешние и внутренние ситуационные факторы.  |  |||||
|  
 Методы и техника управления  |   
 Стиль управления и влияния  |  ||||||
|   Оценка результатов  |    Выводы  |  ||||||
|  
 Какие коммерческие результаты достигнуты:  |   
 Меры:  |  ||||||
|  
 по плану  |   
 для включения в повседневные календарные планы  |  ||||||
|  
 случайно  |  |||||||
|  
 Какие результаты способствующие коммерческой деятельности достигнуты:  |  |||||||
|  
 по плану  |   
 для учёта годовых планов  |  ||||||
|  
 случайно  |   
 для учёта в стратегических планах  |  ||||||
Таб. № 1
Назначение и объекты контроля.
При управлении по результатам контроль занимает важное место в системе управления, что и планирование или ситуационное управление. Назначение контроля можно кратко сформулировать следующим образом: