рефераты по менеджменту

Показатели бизнес-плана коммерческого банка

Страница
10

Таким образом, при установлении цен внутреннего банка покупки-продажи ресурсов следует учитывать фактически сложившиеся условия по структуре и платности пассивов и по структуре и доходности активов. Для контроля за состоянием рынка и анализа степени эффективности функционирования банка в рыночной среде (что очень важно отслеживать в условиях конкуренции) во внутреннем ценообразовании могут быть заложены изменения рыночной стоимости ресурсов по их видам и рыночной доходности по видам активных операций, осуществляемых банком. Тогда при определении цен покупки-продажи ресурсов внутренним банком могут быть учтены (как текущие, так и прогнозируемые) рыночные условия по платности ресурсов и доходности вложений.

Для обеспечения ликвидности – поддержания и стимулирования подразделений (центров прибыли) в достижении требуемого соотношения между сроками привлечения и размещения ресурсов используется инструмент внутренних цен покупки-продажи ресурсов разных сроков. Например, при сложившейся структуре пассивов – превышении краткосрочных ресурсов над долгосрочными (включая собственные средства банка) и структуре активов – превышении долгосрочных вложений над краткосрочными – необходимо стимулировать подразделения в привлечении долгосрочных ресурсов. По существу это означает, что внутренний банк должен установить такую внутреннюю цену покупки долгосрочных ресурсов, которая бы покрывала фактические затраты бизнес центров на привлечение данного вида ресурсов и обеспечивала большую маржу по сравнению с ценой на краткосрочные ресурсы. При этом внутренний банк должен иметь прибыль, которая в данном случае обеспечивает управление ликвидностью банка (покрывает риски при значительных отклонениях по срокам привлеченных и размещенных ресурсов).

В общем виде перечень исходных данных, влияющих на установление внутренних цен покупки-продажи ресурсов, может быть представлен следующим образом.

Структура пассивов

Доли привлеченных ресурсов по срокам привлечения (долгосрочных и краткосрочных)

Доля собственных средств банка в общих пассивах

Структура активов

Доли размещенных ресурсов по срокам вложений (краткосрочных и долгосрочных)

Доля недоходоприносящих активов в общих активах банка

Стоимость ресурсов

Фактическая плата (ставка платы) за различные виды привлеченных ресурсов в зависимости от сроков привлечения (в долях от среднерыночной доходности вложений по соответствующим срокам)

Доходность ресурсов

Фактическая среднерыночная доходность активных вложений (по срокам или некоторая усредненная доходность при усредненном сроке)

Учет по бизнес центрам внешних и внутренних процентных доходов и расходов

Процентные доходы и расходы относятся только к центрам прибыли. Очевидно, что, если какой-либо бизнес центр работает только на привлечение ресурсов (клиентских или др.), и сам не проводит какие-либо активные операции, то изначально он не может иметь прибыль, поскольку его бюджет будет складываться исключительно из расходной части. В то же время банк использует эти ресурсы для проведения доходоприносящих операций. Без введения внутреннего ценообразования (или другой заменяющей его оценки) оценить эффективность такого подразделения не представляется возможным. Предлагаемый подход основан, как было указано выше, на (условном или фактическом) формировании в банке некой структуры – внутреннего банка, аккумулирующего все банковские ресурсы (со всех бизнес центров) для последующего размещения в доходоприносящие операции.

При введении внутреннего банка могут быть приняты различные подходы в части определения объема покупаемых/продаваемых ресурсов. Так, в случае, если бизнес центр не только привлекает ресурсы, но и размещает их, объем ресурсов, продаваемых во внутренний банк, может быть определен как «свободный» остаток. Этот остаток определяется как разница между общим объемом привлечения и объемом размещения данного бизнес центра (включая размещение в недоходоприносящие активы, такие как наличные денежные средства в кассе, ФОР и др.). Аналогично определяется недостаток ресурсов, который бизнес центр должен купить у внутреннего банка, если объем размещения превышает объем привлечения ресурсов данного бизнес центра. Другой подход основан на том, что изначально каждый бизнес центр продает все привлеченные ресурсы во внутренний банк, а затем покупает весь объем собственного размещения. При этом внутренние цены-покупки, как и внутренние цены продажи, могут быть дифференцированы по видам ресурсов (например, остатки на расчетных счетах с выделением неснижаемых и средних значений, вклады населения, остатки на счетах ЛОРО и др.), а также по срокам привлечения/размещения. Разница в полученном результате для бизнес центра по приведенным двум подходам будет иметь место лишь при отличии (неравенстве) внутренних ценах покупки и продажи ресурсов. Очевидно, что если цена покупки равна цене продажи, итоговый результат не будет зависеть от принятого подхода к определению объема покупаемых/продаваемых ресурсов.

Принятие того или иного подхода к определению внутренних цен должно основываться на тех первоочередных задачах, которые решает банк при их введении.

Итоговая общая прибыль (убыток) центра прибыли и центра услуг, а также затраты центров поддержки являются показателями, характеризующим эффективность работы бизнес центров, анализируется в динамике, используется для принятия управленческих решений по координации привлечения и размещения ресурсов, перестройке организационной структуры, реорганизации и других мер и по повышению эффективности работы всего банка.

Для своевременного выявления отклонений от запланированных в бюджете показателей и определения их причин с тем, чтобы внести необходимые коррективы или принять дополнительные меры по выполнению бюджета вводится система регулярного текущего финансового контроля.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту