рефераты по менеджменту

Государственная политика в области занятости

Страница
8

Для построения механизма регулирования рынка труда на основе взаимодействия государственных и частных структур занятости необходимо жесткое определение границ и видов их деятельности, чтобы выработать необходимый комплекс мероприятий по регулированию и вовлечению частных структур занятости в реализацию государственной социально-экономической политики на рынке труда.

Далее необходима регламентация со стороны государства деятельности каждого вида агентств. Особое внимание должно быть уделено агентствам по трудоустройству, ввиду специфики их деятельности — работа с категориями безработных граждан. Необходима регламентация получения заявки от работодателя, процесса работы с кандидатами, направления кандидата на встречу с работодателем, критериев соответствия кандидата требованиям работодателя (определение «подходящего» кандидата) и соответствие рабочего места кандидату (определение «подходящего» рабочего места), четкая тарификация услуг агентства на основе четко определенных норм обслуживания кандидата. Для поддержания данной системы необходима обеспечивающая подсистема мониторинга оказания услуг агентствами по трудоустройству и выявлений несоответствий.

Серьезным препятствием, снижающим точность прогноза трудоустройства, является в настоящее время отсутствие краткосрочного (до года) и долговременного (более года) прогноза динамики спроса на вакансии и требований работодателей к тем профессиям, на которые ведется переобучение в службе занятости.

Профориентатору приходится иногда пользоваться случайными источниками информации о прогнозе спроса и предложения на рынке труда.

Практика консультирования показывает: назрела настоящая потребность в организации систематического сбора и анализа динамики спроса и предложения на профессии и требований работодателей, по которым происходит обучение в службе занятости. Необходима разработка специализированной компьютерной программы, обеспечивающей профориентатора информацией в удобной графической форме, которая бы позволила осуществлять научно обоснованный, надежный краткосрочный прогноз трудоустройства в соответствии с длительностью обучения на курсах. Такая программа намного облегчит работу профориентатора и позволит аргументировано ответить на традиционный вопрос клиента: «Каков будет мой шанс получить работу по этой специальности после окончания курсов?». Это тем более важно, что сейчас, в условиях безработицы, реально действующий мотив большинства безработных при выборе профессии и прохождении переобучения — это возможность получить хорошо оплачиваемую работу, а не склонность или интерес к ее содержанию, как было ранее в условиях гарантированной занятости, особенно среди молодежи.

Таким образом, одним из резервов повышения эффективности работы ГСЗ является налаживание оперативного обновления банка вакансий, прежде всего за счет исключения из него уже занятых.

Улучшение качества вакансий повысит привлекательность ГСЗ для населения. Оно может осуществляться за счет повышения качества информации о рабочих местах и требованиях работодателя, которое предоставляется ищущим работу.

Вполне очевидно, что решение выше перечисленных задач может достигаться через совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями. В настоящее время основные усилия направлены на установление непосредственных и персонализированных отношений сотрудников службы занятости с отдельными работодателями. Установление хороших неформальных контактов может быть лишь первым шагом, за которым должно последовать формализация деловых отношений, в виде заключения договоров с предприятиями, постоянно работающими со службой занятости. Одним из пунктов таких договоров может стать конкретное обязательство работодателя — партнера государственной службы занятости об оперативном оповещении о всех изменениях относительно заявленных вакансий, а также санкции за его нарушения. Многие практические работники отмечают, что трудоустройство граждан в значительной степени затруднено из-за отсутствия ответственности работодателей за нарушение законодательства о занятости. В частности, они обращают внимание на то, что не всегда в службу занятости представляется полная и достоверная информация о наличии вакантных мест (должностей) и их характеристиках, что ограничивает возможности этой службы по содействию в трудоустройстве. Однако практически не поднимается вопрос об ответственности работодателя не только за неполноту, но и несвоевременность предоставления информации о вакансиях и их заполнении.

Другим стратегическим направлением совершенствования функции содействия трудоустройству населения государственными службами является расширение возможности для самостоятельного поиска вакансий людям в активном трудоспособном возрасте. Следует отметить, что государственная служба занятости осваивает новые формы работы, способствующие повышению эффективности трудоустройства: использование сети Интернет для активного самостоятельного поиска работы, группы активного поиска работы, группы информационного консультирования. Понятно, что результаты внедрения новых форм работы пока что не улавливаются в массовых опросах, поскольку ими воспользовалось небольшое число клиентов ГСЗ.

Таким образом, очень сильно видна конкуренция между государственными службами занятости и кадровыми агентствами, которые за небольшой промежуток времени прошли путь от начала становления до применения самых современных технологий, при этом постоянно совершенствуя и улучшая услуги по подбору персонала. Государственным службам занятости необходимо использовать опыт кадровых агентств, так как он более эффективен и адаптирован к меняющимся условиям экономики. Их сотрудничество является перспективным направлением на рынке труда, которое позволит добиться равновесия между спросом и предложением, эффективно проводить упреждающие меры по содействию занятости населения и борьбе с безработицей. Для этого, прежде всего, необходимы изменения в структурах кадровых агентств и государственных службах занятости, а так же регулирование и законодательная регламентация деятельности кадровых агентств со стороны государства.

Занятость населения: тенденция и перспективы

В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:

- сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;

- безусловной приоритетности инвестиций в человека, и, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;

- создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту