Личный пример руководителя стоит на первом месте и по силе воспитательного воздействия, потому что, во-первых, речь идет о воспитательном воздействии на взрослых людей, которые достаточно развиты, опытны и точно идентифицируют совпадение обещаний и реального поведения, во-вторых, воспитательный процесс включен в повседневную трудовую деятельность руководителя, и личный пример – наиболее естественный способ оказания влияния в продолжение всего рабочего времени; в-третьих, личный пример – всегда наиболее убедительное средство воздействия и потому, что с его помощью можно не только рассказать, что сделать и как сделать, но и показать, как делать, как вести себя.
В трудовых коллективах нередко появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов. Это естественные закономерные процессы в жизнедеятельности людей и организаций, неизбежное условиеих развития. При анализе конфликта очень важно вскрыть подлинные причины его возникновения. Задача руководителя состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы не вызывая агрессии, найти способ сделать его продуктивным. Для того чтобы максимально использовать продуктивные возможности конфликта и свести к минимуму отрицательные его последствия, необходимо научиться управлять конфликтом. Руководитель, стоящий над конфликтующими сторонами, должен определить свою позицию. Точкой отсчета в этом должны быть интересы общества, интересы организации, работоспособность коллектива. Включившись в конфликт, он должен поддержать ту сторону, которой близки эти ценности.
Руководитель, который сумел организовать контроль над людьми, старается сделать так, чтобы работа была источником удовлетворения, воодушевленности и вознаграждения. Он обладает достаточной силой, чтобы сохранить целостность и положение коллектива; он способен воспринимать надежды и нужды своих сотрудников, уважает их достоинства. При этом хочет и может предоставить и получить взамен доверие и преданность.
|  
 Этапы карьеры  |   
 Возраст  |   
 Потребности достижения цели  |   
 Моральные потребности  |   
 Физиол. и матер. потребности  |  
|  
 Преваритель-ный этап  |   
 До 25 лет  |   
 Учеба, испытания на разных работах  |   
 Начало самоутвержде-ния  |   
 Безопасность существования  |  
|  
 Этап становления  |   
 До 30 лет  |   
 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифициро- ванного специалиста или руков-ля  |   
 Самоутверж-дение. Начало достижения независимости  |   
 Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда  |  
|  
 Этап продвижения  |   
 До 45 лет  |   
 Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации  |   
 Рост самоутверж- дения, достижение большей неза-висимости, начало самовыражения  |   
 Здоровье, нормальный уровень оплаты труда  |  
|  
 Этап сохранения  |   
 До 60 лет  |   
 Пик совершен- ствования и повышения квалиф-ии специалиста. Обучение молодежи  |   
 Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения  |   
 Повышение уровня оплаты труда  |